страница1/20
Дата14.05.2019
Размер3.92 Mb.
ТипУчебное пособие

А. В. Хотимченко, А. А, Бурьянова, И. В. Колесников, А. П. Колесникова Оздоровительные технологии в обучении студентов с использованием нетрадиционных средств физической культуры


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ___________________________________________________________________

А.В. Хотимченко, А.А, Бурьянова, И.В. Колесников, А.П. Колесникова




Оздоровительные технологии в обучении студентов с использованием нетрадиционных средств физической культуры
(Учебное пособие)

Хабаровск

Издательство ДВГГУ

2014

УДК
Рецензенты:
Хотимченко А.В., Бурьянова А.А., Колесников И.В., Колесникова А.П.

Оздоровительные технологии в обучении студентов с использованием нетрадиционных средств физической культуры: учебное пособие/ А.В. Хотимченко, А.А. Бурьянова, И.В. Колесников, А.П. Колесникова; Дальневосточный гос. гуманитарный ун-т, Хабаровск. – Хабаровск: Печатный издательский центр ДВГГУ, 2014. – 218с.


Печатается по решению Редсовета ДВГГУ
Данное учебное пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом по направлению 032100 – «Физическая культура» и является учебным материалом к авторской учебной программе «Методика проведения комплексных оздоровительных занятий с использованием нетрадиционных видов гимнастики» для всех профилей подготовки. В пособии представлены теоретические сведения и конкретный теоретический и практический материал по проведению учебно-тренировочных (практических) и самостоятельных занятий с использованием нетрадиционных средств физической культуры, таких как: стретчинг, скиппинг, элементы Хатха-йоги, аэробики, степ-аэробики, атлетической гимнастики, шейпинга. Ведущие специалисты в различных видах спорта широко используют упражнения из нетрадиционных форм гимнастики в своем тренировочном процессе, считая их эффективным средством для развития и совершенствования физических способностей (качеств), а также в профилактике травматизма.

Для студентов высших учебных заведений (квалификация бакалавр), студентов средних учебных заведений и преподавателей дополнительного профессионального образования.




УДК

ББК

© Хотимченко А.В., Бурьянова А.А., Колесников И.В., Колесникова А.П., 2014

© Издательство ДВГГУ, 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. ..4
Глава 1. Теоретические и методические основы оздоровительной физической культуры……………………………………………………….…………………..14


    1. Основы здорового образа жизни студента. Использование средств физической культуры для оптимизации работоспособности…………...14

    2. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль состояния здоровьястудентов, занимающихся физическими упражнениями и спортом …………………………………………………………………… 28

Глава 2. Общая характеристика нетрадиционных средств физической культуры и методика проведения занятий ………………………………………

2.1. Аэробика ….……………………………………………………………...43

2.2. Шейпинг …………………………………………………………………..55

2.3. Степ-аэробика……………………………………………………………..63

2.4. Скиппинг ……………………………………………………………….....66

2.5. Стретчинг ………………………………………………………………..69

2.6. Хатха-йога ……………………………………………………………….80

2.7. Атлетическая гимнастика………………………………………………..94


Глава 3. Основы методики организации самостоятельных занятий студентов………………………………………………………………………...168

Глава 4. Оценка теоретической и физической подготовленности студентов…………………………………………………………………………177
Литература………………………………………………………………………
Приложения. ………………………………………………………………………197
Словарь терминов……………………………………………………………….220

Введение

В современных условиях нашего общества, наметившийся устойчивый инновационный курс в реформировании и модернизации всего российского образования, представляется перспективным не только для педагогических и гуманитарных вузов, но и для классических университетов страны в частности; в них существующая система физического воспитания, а также содержание и формы проведения занятий физической культурой остро нуждаются в универсальности, обновлении, модернизации процесса обучения студентов, то есть их профессиональной подготовки, развития и воспитания как личностей, с учетом комплексного формирования у них оптимального уровня развития двигательных и функциональных возможностей организма (В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева,2005, Л.Е.Матузов,2003).

В связи с этим, в последнее десятилетие состоянию здоровья студентов и особенно, репродуктивному здоровью студенток как будущих матерей, отводится пристальное внимание многих ученых и всего общества в целом. Важное значение для репродуктивного здоровья девушек-студенток имеет их физическая подготовленность и двигательная активность на занятиях физической культуры, при которых объем физической нагрузки в пределах 2-х занятий в неделю является явно недостаточным. Поэтому необходимо отметить, что физкультурные занятия, проводимые в рамках образовательной программы вуза по физическому воспитанию в целом, также не решают весь спектр вопросов и комплекс поставленных перед ними задач.

Сегодня существуют большие трудности в работе по развитию физической культуры и спорта в университете: не хватает спортивных сооружений (особенно бассейна), требуют реконструкции мини - стадион и футбольные коробки, нет современного оснащения имеющихся спортивных и тренажерных залов. За последние годы выросло общее количество студентов в университете, которое составляет около 6000 человек, но, не смотря на это, количество спортивных сооружений осталось неизменным, материальная база требует постоянного развития и хорошего ремонта. Почасового фонда, для оплаты работы тренеров-преподавателей спортивных секций недостаточно. Не проводится переподготовка преподавателей кафедры физического воспитания и спорта, согласно имеющихся у них квалификаций. Для проведения по настоящему спортивно-массовой работы требуется комплексный подход к решению существующих проблем. Руководителям вузов необходимо создавать условия студентам для занятий физической культурой и спортом.

За годы реформирования государственной системы демографическая ситуация в России заметно ухудшилась. Растет смертность и заболеваемость. Несмотря на большие усилия правительства нашей страны в улучшении демографической обстановки, остается низкой рождаемость. Уменьшается трудоспособный возраст. В Российской Федерации продолжается процесс ухудшения состояния детей и студенческой молодежи. Международный конгресс «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке», проходивший десять лет назад в 2004 году в Москве, обнародовал и доказал катастрофическое состояние здоровья детей и подростков. Здоровых учащихся к окончанию общеобразовательных школ - менее 10% от общего числа выпускников. Функциональные отклонения у детей до 14 лет за последнее десятилетие увеличилось на 85%, хронические заболевания – 84%. К началу 21 века отмечается лавинообразное падение числа здоровых детей. А ведь в дальнейшем эти школьники становятся учащимися техникумов и студентами вузов и призывниками.

Отсюда, не случайно, ряд авторов отмечает наблюдающийся рост количества студенток, имеющих общие отклонения в состоянии физического развития, физической подготовленности и как фактор снижения уровня здоровья в целом (Г.Д. Иванов, 2003, Г.Е. Ступина, С.Ф. Бурухин,1996). Другие констатируют, что число поступающих студенток в вузы РФ на I курс, относящихся к основной медицинской группе по состоянию здоровья, составляет порядка 14–16 % (Л.И. Лубышева, 1996) и как следствие, уменьшение их интереса к физкультурным занятиям вузе (Н.К. Ковалев, В.А. Уваров, 1991). Вместе с тем, у студенток, занимающихся самостоятельно различными физическими упражнениями, напротив, наблюдалось формирование положительного эффекта в отношении их к разным видам двигательной активности и физическим упражнениям разного характера (А.А. Мяжялити, 1993, К. Освальд, С. Баско, 2002).

Правдивость этих данных подтверждается результатами ежегодных наших исследований среди студентов 1 курса ИЛМК. Нами проводятся исследования определения уровня физического здоровья и физической подготовленности. Для выполнения работ по комплексной оценке показателей уровня физического здоровья мы использовали данные ежегодного медицинского осмотра первокурсников института лингвистики и межкультурной коммуникации. Из полученных данных медосмотров 2009 и 2010 гг. можно отметить, что показатели здоровых студентов намного выше общероссийских. Со слов медицинских работников и самих студентов такие высокие показатели в состоянии здоровья объяснялись тем, что медосмотр проводился поверхностно, только имеющимися специалистами, а если хорошо исследовать студентов, то данные результаты были бы не такие радужные.

Если сравнить физическую подготовленность студентов 1 курса разных лет, то заметим, прослеживается заметное снижение числа здоровых студентов, следовательно, увеличилось число студентов, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья. Так, показатель здоровых студентов юношей и девушек, отнесенных к основной и подготовительной группе в 2009 году, составил 71,8%, в 2010 – 69,7%. Совокупное количество студентов отнесенных к специальной медицинской группе и полностью освобожденных от практических занятий по физической культуре составило в 2009 году – 28,2%; показатель 2010 года – 30,3%. За последние годы, самые удручающие показатели в состоянии здоровья среди студентов ИЛМК (с 2013 года переименован в ФФП и МКК) были выявлены после итогов медосмотра в 2013 году. Показатель студентов, отнесенных к основной и подготовительной группе, от общего количества студентов 1 курса составило - 33% (27чел), количество студентов отнесенных к специально-медицинской группе – 54% (45чел), полностью освобожденных студентов – 13% (10 чел). Из приведенных данных видно тенденция к уменьшению числа здоровых студентов, способных в полном объеме на практических занятиях осваивать учебную программу по физической культуре и спорту. Следовательно, на практических занятиях нам приходится иногда вносить изменения, стараться разнообразить занятия имеющимися доступными и эффективными средствами физической культуры и спорта, повышая мотивацию студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Перед преподавателями всегда стояли и стоят вопросы о том, как вызвать у студентов мотивацию к занятиям физической культурой и спортом; как сделать эти занятия привлекательными, и показать их необходимость в обеспечении безопасной жизнедеятельности и укрепления здоровья. Эффективное управление процессом развития уровня физической подготовленности студента предполагает владение информацией уровня физического здоровья, уровня физической и функциональной подготовленности, а также уровня знаний предмета «Физическая культура».

Проведенное среди студентов ФФП и МКК исследование особенностей мотивации к занятиям физической культурой и спортом выявили основные особенности в стремлении студенческой молодежи к комфорту, удовольствиям, позитивному общению. Студенты отмечают, что в вузе нет выбора видов спорта или систем физических упражнений. Среди студентов наблюдается снижение интереса к традиционным учебным занятиям, а большой интерес вызывают такие нетрадиционные виды спорта, как аэробика, стретчинг, шейпинг, атлетическая гимнастика, восточные единоборства, ушу, Хатха - йога и т.д. В основном эти нетрадиционные средства физической культуры широко представлены в коммерческих спортивных клубах.

В исследовании уровня физической подготовленности первокурсников (путем сдачи контрольных тестов) среди студенток основной медицинской группы в 2009 -2010 годах были выявлены низкие показатели в тестах на силовую выносливость и скоростно-силовую подготовленность. Так, с тестом на силовую выносливость мышц ног (приседание на одной ноге) в 2009 году с ним справились только 29,2%; в 2010 году этот показатель составил 56,0%. На силовую выносливость мышц рук с полной амплитудой движения справились в 2009 году – 45,9%; в 2010 году – показатель составил 52,0%. Описание всех показателей уровня физической подготовленности представлены нами в сборниках научных статей за 2009, 2010 год.

Таким образом, проведенные нами исследования выявили тенденцию снижения уровня физического здоровья студентов. Наблюдается снижение интереса к традиционным учебным занятиям по физической культуре. Большого внимания среди студентов заслуживают занятия по нетрадиционным средствам физической культуры, которые в определенной степени отвечают их потребностям и интересам, стремлению к комфорту, удовольствию, хорошей доброжелательной атмосфере, направлены на укрепление отдельных мышечных групп, основных функциональных систем организма, играющих немаловажную роль в выполнении функций материнства у девушек.

Среди студентов, поступивших на факультет, отмечается очень слабая техническая подготовка в игровых видах спорта: в волейболе, в баскетболе, следовательно, не имея определенных навыков в этих видах спорта, учебные занятия они посещают без желания. Не вызывает и особого интереса легкоатлетическая программа, крайне низкие показатели физической подготовленности в этом виде. Хочется отметить, что в последнее время наблюдается тенденция пассивного отношения студентов к беговым, прыжковым упражнениям учебной программы, не говоря уже об упражнениях на выносливость и силу. Студенты не желают прилагать усилия в работе над своей физической подготовленностью и над своим внешним видом. Среди девушек не приветствуются контактные виды спорта, а больший интерес вызывают индивидуальные занятия

Как изменить и контролировать динамику показателей физического здоровья, физического развития и физической подготовленности под воздействием учебных нагрузок в вузе?

Низкий уровень теоретических знаний и физической подготовки студенток, создало предпосылки в необходимости пересмотра нами содержания учебных программ с учетом потребностей и интересов студентов, а вместе с тем путем разработки и применения комплексных занятий, состоящих из упражнений из нетрадиционных гимнастик, дифференцировано повысить их уровень физической подготовленности.

Учитывая вышесказанное, использование нетрадиционных популярных средств физической культуры среди молодежи на занятиях по физической культуре в вузе, будет дополнительным средством развития функциональных и двигательных качеств , а также стимулом к систематическим занятиям студенток.

В настоящее время, среди оздоровительных средств физической культуры большой популярностью у всех слоев населения пользуются нетрадиционные средства оздоровления (НСО).

В своем пособии, мы будем придерживаться классификации, данной белорусскими авторами А.Г. Фурмановым и М.Б. Юспа - «нетрадиционные средства оздоровления», так как считаем, что в настоящее время применение таких средств на учебных занятиях по физической культуре в вузах, явление пока еще новое нетрадиционное. Но, в тоже время, все чаще встречаются работы в научной литературе, доказывающие, что одним из основных направлений оздоровительной физической культуры студенческой молодежи, по мнению многих специалистов, является модернизация системы физического воспитания на основе внедрения личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности, соответствующей стилю и жизни студентов, социально-психологическому и морфофункциональному статусу (О.Г. Рыбакова, Л.В. Царева, Л.В. Ласкутникова, 2008). Одним из положений личностно-ориентированного содержания является свободный выбор студентом вида физкультурно-спортивной деятельности.

В.Г. Шилько (2003) утверждает, что: «оздоровительные технологии личностно-ориентированного содержания, применяемые в учебном процессе, более эффективны, чем традиционно сложившиеся система физического воспитания в вузе».

А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа (2003) выделяют два направления оздоровительной физической культуры: специальное и общеоздоровительное.

Одним из основных разделов общеоздоровительного направления ими выделены нетрадиционные средства оздоровления, к которым авторы отнесли следующие системы упражнений: атлетическую гимнастику, ритмическую гимнастику, шейпинг, оздоровительные танцы, тропы здоровья, восточные системы и средства оздоровления.

Можно предположить, что пройдет время, и такого рода средства оздоровления уже не будут называться нетрадиционными, новыми.

Считаем необходимым введение новых форм в организацию и содержания учебного процесса, учитывая физкультурные интересы студентов,

для повышения эффективности физического воспитания в вузах и повышения качества практических занятий.


Исследование процесса становления новых (нетрадиционных)

видов спорта (К.Ю. Задворнов, 1999)
Президент Федерации керлинга России, доцент государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта К.Ю. Задворнов (1999) считает, что одной из тенденций характеризующих современное отечественное физкультурно-спортивное движение - появление новых нетрадиционных видов спорта.

В исследовании процесса становления новых видов спорта,

Ю.К. Задворнов выделяет два аспекта:

  1. Выявление факторов, влияющих на процесс становления нового нетрадиционного вида спорта.

  2. Определение и характеристика этапов становления нового вида спорта.

После проведенного исследования он выделил взаимосвязанные факторы определяющие процесс становления нового (нетрадиционного) вида спорта:

  1. государственной поддержки

  2. Олимпийской перспективы

  3. общественного управления

  4. естественной поддержки

  5. социальной доступности

  6. общественного мнения

  7. спонсорской привлекательности

  8. конкуренции

  9. методического и кадрового обеспечения

10) международного сотрудничества

11) человеческого фактора


  1. Значимость фактора государственной поддержки для становления новых видов спорта во многом является решающей.

  2. Успешность процесса становления нового вида спорта во многом определяется профессиональными знаниями и умениями, включенных в него людей, а также их личностными качествами.


3.Фактор естественной доступности, то есть наличием естественных природных и климатических условий (например, для горнолыжного спорта, парусного спорта, ряда спортивных игр). К этому же фактору можно отнести и сложившуюся базу спортивных сооружений (наличие катков с искусственным льдом и т.п.).
4. Фактор социальной доступности включает следующие составляющие:

- величину материальных затрат, необходимых для занятий видом спорта (стоимость инвентаря, экипировки, аренды спортсооружений);

- наличие у населения достаточных средств, для оплаты занятий видом спорта;

- заинтересованность населения (прежде всего молодежи) в занятиях видом спорта, т.е. его популярность.

Представляется, что данный фактор имеет наибольшую значимость для обеспечения массовости занятий видом спорта.

В разных видах спорта процесс их становления имеет несомненную специфику.



На наш взгляд «Фактор государственной поддержки» для становления новых видов спорта в нашей стране не всегда является решающим.

Примером может быть возникновение и становление пауэрлифтинга (силового троеборья). В конце 80-ых начала 90-ых годов, будучи не олимпийским видом спорта и без отсутствия должной государственной поддержки, он стремительно развивался, благодаря усилиям энтузиастов и любителей этого вида спорта, обладающими определенными знаниям и собственным опытом. Государственную поддержку пауэрлифтинг получил значительно позже.

Пауэрлифтинг всегда существовал как государственный (признаваемый государством) и частный (за счет собственных средств и спонсоров). Частная форма развития пауэрлифтинга во всем мире является самой жизнеспособной.

Еще одним примером может быть адаптивный пауэрлифтинг (пауэрлифтинг для спортсменов с ПОДА). В конце 80-ых годов по всей стране начали организовываться общественные организации – спортивные клубы инвалидов. Хотя пауэрлифтинг для спортсменов с ПОДА с 1964 года включен в программу Паралимпийских игр, сначала как «тяжелая атлетика», с 1992 уже как «пауэрлифтинг», до принятия Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года существовал как общественные объединения.

Очевидно, что в нашей стране, есть виды спорта и системы физических упражнений, которые, несмотря на отсутствие государственной (финансовой) поддержки, имеют большое число поклонников.

Значение нетрадиционных средств физической культуры
В настоящее время, существует большое количество научных трудов, в которых представлены всевозможные эффективные методики оздоровления различных категорий населения с использованием нетрадиционных средств физической культуры (О.О. Кастальский, 2009, Е.В. Мудриевская, 2008, Ю.В. Менхин, 2002, А.Р. Сабирьянов, Р.Ф. Сафиулин, 2009 и др.).

А.Н. Дурдаева (2009) дает определение нетрадиционной гимнастики: «Нетрадиционная гимнастика – это прежде всего совокупность специально подобранных физических упражнений для укрепления здоровья и гармоничного развития организма, эффект которых можно увидеть и почувствовать на себе через практику различных форм (видов) гимнастики, таких, как: калланетика, гимнастика по системе «Хатха-йога», степ-аэробика, гидроаэробика, дыхательная гимнастика, боди-флекс и многие другие ».

Нетрадиционные виды гимнастики приобретают большое значение для оздоровления всех слоев населения. Большинство видов нетрадиционной гимнастики направлены на формирование и поддержание стройности фигуры, а также для снятия нервного напряжения, восстановления работоспособности, увеличения продолжительности жизни, развития физических качеств: гибкости, ловкости, силы, координации, выносливости, пластичности и т.д.

Н.Е. Кириллова (2010) отмечает: «В последнее время задача формирования навыков здорового образа жизни средствами физической куль­туры решается в рамках внедрения в учебный процесс инновационных оздоровительных технологий. Для повышения мотивации студентов, а это является одним из основных факторов, играющих важную роль к побуждению студентов к регулярным занятиям, на кафедре физической культуры Владимирского государственного университета разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Физи­ческая культура». Одним из путей решения названной проблемы видят внедрение оздоровительных программ. Наряду с традиционно используемыми средствами – различными видами бега, ходьбы, плавания, игр – широко исполь­зуются комплексы аэробных упражнений с «обратной связью» (cardio-step, ABT, combo-step и др.), программы фитнеса и различные виды боевых искусств. 

Виды гимнастики этого направления носят нетрадиционный характер, которые ранее редко включались в программу учебных занятий, а только в вариативную часть. Многие из них известны давно и использовались в физической культуре и спорте, другие - совсем недавно. Однако и те, и другие находят сегодня достаточно широкое применение в практике физического воспитания населения. С помощью этих видов гимнастики решают целый комплекс задач: оздоровительных, образовательных, лечебно - профилактических, спортивно-театрализованных и др.

Элементы нетрадиционных видов гимнастики могут использоваться студентами как в режиме дня в виде утренней гигиенической (зарядка) и вводной гимнастики, физкультпаузы, физкультми­нутки, но и так же как учебные занятия, самостоятельные и в вариативной (факультативной) части.

Использование средств и методов нетрадиционных средств физической культуры в образовательном процессе, получили научное обоснование и широко применяются для оптимизации физического и психического состояния студента.

Нетрадиционное - это что-то необычное, новое. К нетрадиционным видам можно отнести: атлетическую гимнастику, аэробику, скиппинг, степ-аэробику, стрейтчинг, шейпинг, Хатха- йога и т. д.



Е.П.Ильин (2000) упражнения ритмопластических видов гимнастики являются эффективным средством развития координации, быстроты двигательных действий, подвижности в различных суставах, силовых качеств и общей выносливости.

Н.К. Меньшиков (1998) отмечает, что использование упражнений ритмической гимнастики способствуют развитию памяти на движения.

О.О. Кастальский (2009) для снятия  психологической напряженности предлагает одну из эффективных систем, оказывающей комплексное воздействие, как на психическое состояние, так и на физическое развитие использование занятий нетрадиционной гимнастики (китайская гимнастика ушу).

М.С. Лапшин (2012) отмечает на неуклонный рост  числа школьников и студентов, занимающихся нетрадиционными видами двигательной активности, и предлагает использовать в физическом воспитании школьников и студентов гимнастику ушу.

О.Ю. Давыдов впервые выявил положительный эффект от занятий атлетической гимнастикой, состоящий в положительном влиянии на стабилизацию психоэмоциональной напряженности и повышение умственной работоспособности студентов 1-4 курсов вуза, а также на уменьшение степени отрицательного влияния на них эмоциогенных факторов в учебном процессе и в период экзаменационных сессий.



Е.В. Мудриевская (2008) предлагает использование для студенток с низким уровнем физической подготовленности использование в физическом воспитании упражнений из нетрадиционных оздоровительных систем на примере Хатха-йоги.

Характерным стало повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом, что, очевидно, вызвано появлением новых форм занятий физическими упражнениями, таких как: стретчинг, кардиофанк, степ, Джазесайз, «Изотон», и др. (Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестаков, 2002).

Конечно это не все виды и системы гимнастических упражнений, их гораздо больше, но мы рассмотрим именно эти, используемые нами на учебных и факультативных занятиях. На примере сочетания разных видов гимнастик и гимнастических систем предлагаем методики проведения учебных занятий и вариативной части учебного процесса студентов.

В данном пособии мы предлагаем рассмотреть лишь некоторые из них: это аэробика, шейпинг, степ-аэробика, стретчинг, скиппинг, «Хатха-йога, атлетическая гимнастика».



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Главная страница
Контакты

    Главная страница



А. В. Хотимченко, А. А, Бурьянова, И. В. Колесников, А. П. Колесникова Оздоровительные технологии в обучении студентов с использованием нетрадиционных средств физической культуры