Скачать 157.4 Kb.
Дата01.02.2018
Размер157.4 Kb.

3. Профессиональная проба



c:\users\getmanskayaaa\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\рисунок (539).jpg3. Профессиональная проба – это завершенный вид учебно-трудовой деятельности обучающихся, моделирующий элементы определенного вида технологического (производственного) процесса и способствующий формированию целостного представления о содержании конкретной профессии или группы родственных профессий.

4. Профессиональная проба, являясь средством профессионального самоопределения обучающихся, направлена на:

1) повышение ценности предметных знаний как ресурса для получения соответствующего профессионального образования;

2) развитие профессионально значимых качеств;

3) корректировку профессиональных намерений обучающихся с целью повышения качества последующего профессионального обучения.

5. Профессиональные пробы являются важной содержательной частью профессиональной ориентации обучающихся 7-11-х классов общеобразовательных организаций.

6. В учебном плане основной общеобразовательной программы профессиональные пробы реализуются за счет времени, отводимого на реализацию элективных курсов в части, формируемой участниками образовательного процесса согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее соответственно – ФГОС) основного и среднего общего образования. Профессиональная проба может быть реализована во внеурочной социально значимой деятельности определённой направленности, нацеленной на решение задач их профильного и профессионального самоопределения посредством приобретения и осмысления профессионально-значимого опыта в рамках социальной практики за счет часов, отводимых на реализацию данного направления в программе воспитания и социализации личности. Рекомендуемая продолжительность программы профессиональных проб находится в пределах от 16 до 34 часов. В профильном обучении возможны более широкие временные границы от 34 (и более) часов.

7. Комплектование групп обучающихся для прохождения профессиональных проб осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных потребностей и интересов обучающихся. Группы для занятий формируются из обучающихся общеобразовательных организаций. Численность группы не более 20 (двадцати) человек. При наличии в рамках профессиональной пробы предлагаемых специализаций в определенном типе профессиональной деятельности может осуществляться деление группы на подгруппы численностью не более 10 (десяти) человек.

8. Организация профессиональной пробы осуществляется с использованием кадровых, информационных, материально-технических, учебно-методических ресурсов организаций, участвующих в сетевом взаимодействии. Порядок и условия взаимодействия организаций при реализации профессиональных проб определяются договором между ними.

Глава 2. Цель и задачи организации и проведения профессиональных проб


9. Целью проведения профессиональных проб для обучающихся общеобразовательных организаций в Иркутской области является повышение доступности и качества профориентационных услуг, реализуемых в совместной деятельности организаций, осуществляющих на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы (в том числе с использованием ресурсов социальных партнеров) для обеспечения сознательного выбора обучающимися направления профессиональной деятельности.

10. Задачи проведения профессиональных проб:

1) знакомство обучающихся с профессией или с классом профессий в практико-ориентированной деятельности, моделирующей элементы определенного вида (видов) технологического (производственного) процесса;

2) содействие формированию допрофессиональных знаний, умений, навыков и опыта практической работы в конкретной сфере профессиональной деятельности;

3) осознание или рефлексия обучающимися приобретенных знаний и опыта деятельности во время профессиональной пробы в направлении выбранной профессиональной подготовки и построения личной профессиональной перспективы;

4) создание условий для реализации учебно-трудовой деятельности обучающихся в рамках профессиональной пробы.


Глава 3. Содержание профессиональных проб
11. В качестве объекта профессиональных проб используется одна отрасль, которая обладает рядом характерных особенностей, отражающих специфику определенной сферы профессиональной деятельности.

12. Выбор отрасли должен осуществляться с учетом следующих требований:



  1. распространенность отрасли, наличие ярко выраженных специфических особенностей сферы;

  2. доступность для выполнения обучающимися комплекса профессиональных проб в рамках отрасли;

  3. наличие в отрасли типичных профессий в соответствии с избираемой для проб сферой;

  4. возможность вариативного выполнения профессиональных проб различной степени сложности;

  5. широкие возможности отрасли для определения содержания и объектов пробы и развития профессионального интереса обучающихся;

  6. соблюдение принципа преемственности для продолжения профессионального обучения в соответствующей профессиональной образовательной организации.

13. В рамках определенной отрасли обучающимся может быть предложен целый ряд профессиональных проб в соответствии со спецификой выполняемых трудовых действий работником определенной профессии. Каждая профессиональная проба составляет самостоятельную, логически завершенную единицу учебно-трудовой деятельности.

14. Содержание профессиональных проб разрабатывается в соответствии с основными требованиями Профессиональных стандартов специалистов определенного профиля и утверждается всеми организациями, реализующими образовательные программы в сетевых формах.

15. Содержание профессиональной пробы включает следующие компоненты, интеграция которых позволяет воссоздать целостный образ профессии:

1) технологический – характеризует операционную сторону профессии и позволяет выявить уровень овладения обучающимися определённых профессиональных умений. Задания включают упражнения на отработку приёмов работы инструментами, используемыми в профессии. Характерной особенностью содержания этих заданий является воспроизведение предметной стороны профессиональной деятельности;

2) ситуативный – воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности, определяет предметно-логические действия, входящие в неё. Выполнение этих заданий требует от обучающихся определённых мыслительных действий на основе знаний, приобретённых в процессе подготовки к выполнению проб;

3) функциональный – отражает структурно-функциональную динамическую сторону профессиональной деятельности. Соответствующие задания направлены на моделирование профессиональных действий в целом и активизируют тем самым потребности установки, цели и мотивы, определяющие направленность на эту деятельность.

16. По каждому компоненту профессиональной пробы перед обучающимися ставится задание определенного уровня сложности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который обучающийся должен получить по завершении цикла профессиональной деятельности в результате тех или иных воздействий.

17. В содержании программы предусматриваются для обучающихся пробы трёх уровней сложности:

1) первого уровня, требующие от обучающихся сформированности первичных профессиональных умений, достаточных для их реализации на уровне исполнителя;

2) второго уровня, предусматривающие элементы рационализации профессиональной деятельности;

3) третьего уровня, направленные на самостоятельное планирование обучающимся своей работы, постановку промежуточной и конечной целей, анализ результатов деятельности.

18. Ознакомление обучающихся с содержанием профессиональных проб должно быть организовано таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний они смогли самостоятельно выбрать уровень сложности задания.

19. При разработке содержания профессиональных проб необходимо ориентироваться на определенные требования, а именно: вариативность, оригинальность практико-ориентированный характер, учет возрастных особенностей обучающихся.

20. Содержание профессиональных проб должно быть отражено в программе профессиональных проб, разработка которых осуществляется в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к учебным документам такого рода.

21. Разработка программы профессиональных проб включает следующие этапы:

1) анализ индивидуальных запросов, обучающихся 7-11-х классов;

2) определение тематики профессиональных проб по видам профессиональной деятельности;

3) отбор содержания в соответствии со спецификой выполняемых трудовых действий работником определенной профессии;

4) формирование ресурсного обеспечения профессиональной пробы;

5) разработка и утверждение рабочей программы профессиональной пробы;

6) согласование с участниками сетевых форм реализации образовательных программ, чьи ресурсы задействованы в реализации профессиональной пробы.

22. Содержание профессиональной пробы зависит от материально-технического оснащения образовательной организации, социокультурного окружения, региональных особенностей. Следовательно, в программу могут вноситься изменения, уточнения. Могут видоизменяться формы организации профессиональных проб, варьироваться их содержание, последовательность и время обучения обучающихся.


Глава 4. Организация проведения профессиональных проб
23. Субъектами профессиональных проб выступают:

  1. обучающиеся 7-11-х классов общеобразовательных организаций;

  2. общеобразовательные организации;

  3. государственные, муниципальные и частные профессиональные образовательные организации в Иркутской области;

  4. государственные, муниципальные и частные образовательные организации дополнительного образования Иркутской области;

  5. социальные партнеры.

24. Профессиональная проба может быть организована на базе производственных мастерских государственных профессиональных образовательных организаций в Иркутской области, на базе предприятий всех организационно-правовых форм собственности.

25. Порядок организации профессиональных проб определяется местом её проведения и содержанием и включает три этапа:

1) подготовительный – направлен на решение задач по определению профессиональных интересов, предпочтений обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности, состояния общей готовности обучающихся к выполнению профессиональной пробы. Данный этап рекомендуется проводить по время учебного процесса в первой четверти для обучающихся 7-11-х классов. На основании перечня программ профессиональных проб специалист, ответственный в общеобразовательной организации за профориентационную работу, совместно с разработчиками программ не позднее 25 мая текущего года, в форме встречи-презентации кратко знакомит обучающихся с их содержанием и организует проведение процедуры выбора обучающимися 7-11-х классов для прохождения профессиональных проб в новом учебном году. По итогам процедуры формируется рейтинг программ профессиональных проб;

2) практический – организуется самостоятельная логически завершённая единица учебно-трудовой деятельности, в процессе которой обучающиеся получают опыт соответствующей профессиональной деятельности. Она включает в себя комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, цели, условий и орудий труда, а также ситуаций для выявления профессионально важных качеств представителя отрасли. Данный этап целесообразно проводить во время учебного процесса во втором полугодии для обучающихся 8 классов и в первом полугодии для обучающихся 9 классов; во втором полугодии для обучающихся 10 классов и в первом полугодии для обучающихся 11 классов;

3) заключительный – подведение итогов профессиональных проб. Итогом профессиональных проб для обучающихся 9-11 классов должен стать выбор направления профессиональной подготовки по интересующей специальности в образовательных организациях. Для обучающихся 9 классов выбор модели продолжения образования либо поступление в профессиональную образовательную организацию Иркутской области по выбранному направлению профессиональной подготовки либо продолжение обучения в 10 классе в рамках выбранного профиля.

26. Для проведения профессиональных проб в условиях организации образовательного процесса с использованием сетевых форм реализации образовательных программ общеобразовательная организация заключает договоры с принимающей образовательной организацией либо социальными партнерами, которые обязуются предоставить места и создать условия для прохождения профессиональных проб в соответствии с профессиональной направленностью обучающихся.

27. Непосредственную организацию прохождения профессиональной пробы обучающимися осуществляет общеобразовательная организация.

28. Общеобразовательная организация обеспечивает:

1) разработку и утверждение программы профессиональной пробы либо экспертизу и утверждение программы в случае ее разработки специалистами иных образовательных организаций или представителями социальных партнеров, предусматривающей прохождение обучающимися профессиональной пробы непосредственно на рабочем месте;

2) заключение не позднее чем за 30 дней до начала прохождения профессиональной пробы двухсторонних договоров с соответствующим организацией об условиях и порядке прохождения профессиональной пробы обучающимися;

3) издание локального нормативного акта о прохождении профессиональной пробы обучающимися в соответствующем учебном году;

4) закрепление лиц, ответственных за прохождение обучающимися профессиональной пробы со стороны общеобразовательной организации;

5) распределение обязанностей за ответственными специалистами, организующими прохождение профессиональной пробы обучающимися;

6) направление обучающихся в принимающую образовательную организацию в сроки, установленные учебными планами и программами;

7) распределение обучающихся по конкретным образовательным организациям и учреждениям на время прохождения профессиональной пробы;

8) составление графиков перемещения обучающихся по местам прохождения пробы в соответствии с утвержденной программой профессиональной пробы и в зависимости от возможностей конкретной принимающей организации, учреждения;

9) контроль за соблюдением требований норм охраны труда, а также санитарных, гигиенических норм, положений о труде несовершеннолетних, трудового законодательства во время прохождения обучающимися профессиональной пробы; контроль за предоставлением обучающемуся принимающей организацией во время прохождения пробы необходимых условий;

10) участие в подготовке документации, отражающей итоги прохождения обучающимися профессиональной пробы.

29. Принимающая общеобразовательная организация или социальный партнер обеспечивают:

1) правовую защиту обучающихся на момент прохождения профессиональной пробы в форме приказа, в котором определены ответственные специалисты за профессиональную пробу школьников, сроки прохождения проб, условия работы, рабочее место, списки обучающихся, охрану труда обучающихся на рабочем месте;

2) объективную оценку результатов профессиональной пробы на основе оценочных критериев, представленных в утвержденной программе профессиональной пробы;

3) подготовку отзыва по результатам прохождения обучающимися профессиональной пробы за подписью ответственного специалиста, определенном приказом принимающей общеобразовательной организации. В отзыве также можно отразить замечания и рекомендации обучающимся.

30. Основными документами, регламентирующими организацию профессиональной пробы, являются: программа, учебный план (индивидуальный учебный план), годовой календарный учебный график (индивидуальный годовой календарный учебный график) и расписание занятий с указанием места прохождения профессиональной пробы. Перечисленные документы согласовываются с организациями, участвующими в проведении профессиональных проб.

31. При обучении по индивидуальному учебному плану индивидуальный годовой календарный график и индивидуальное расписание занятий разрабатывается и утверждается принимающей общеобразовательной организацией. Перечисленные документы согласовываются с организациями, ресурсы которых планируется использовать при прохождении профессиональной пробы. При реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося рекомендуется использование элементов дистанционных образовательных технологий с использованием информационных и учебно-методических ресурсов общеобразовательных организаций, участвующих в сетевом взаимодействии. При этом индивидуальный учебный план должен определять количество часов, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий.

32. Перед началом прохождения профессиональных проб специалист, ответственный в общеобразовательной организации за профориентационную работу:

1) составляет список обучающихся для прохождения профессиональной пробы;

2) согласовывает график прохождения профессиональных проб с соответствующими профессиональными образовательными организациями, социальными партнерами, участвующими в реализации программы;

3) проводит инструктаж, в котором знакомит обучающихся с содержанием программы, графиком прохождения, формой представления результатов профессиональной пробы (отчёт, проект, слайдовая презентация);

4) доводит до сведения обучающихся информацию о соблюдении правил внутреннего распорядка организации, на базе которой обучающиеся проходят профессиональную пробу.

33. В ходе прохождения обучающимися профессиональных проб специалист, ответственный в общеобразовательной организации за профориентационную работу, осуществляет контроль выполнения обучающимися требований образовательной программы профессиональной пробы, оказывает организационную помощь специалистам принимающей организации в реализации программы.

34. Профессиональные пробы проводятся в соответствии с утвержденным расписанием. Учет проведенных занятий, посещаемости и учебных достижений обучающихся осуществляется в специальном журнале, являющимся финансовым документом. При его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.

35. Оценивание достижений обучающихся при прохождении профессиональной пробы проводится в форме «зачет/незачет».

36. При проведении итоговой аттестации по результатам прохождения профессиональной пробы можно использовать как специальную зачетную работу, так и портфолио обучающегося.

37. Документами, подтверждающими результаты прохождения профессиональной пробы, являются:

1) выписка из журнала учета посещаемости обучающимся занятий профессиональной пробы;

2) документ, выданный по итогам прохождения профессиональной пробы (зачетный лист, зачетная книжка, справка, сертификат), форма которого утверждается коллегиально участниками сетевого взаимодействия и согласовывается органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, осуществляющим управление в сфере образования.

38. С момента начала профессиональных проб и на весь период их прохождения на обучающихся распространяются правила охраны труда, нормы дисциплины труда, предусмотренные правилами внутреннего распорядка принимающей образовательной организации либо социального партнера.

39. Продолжительность рабочего времени профессиональной пробы регулируется нормами трудового законодательства.


Глава 5. Условия реализации программ профессиональных проб
40. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, участвующие в реализации программ профессиональных проб, должны иметь соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности.

41. Реализация программ профессиональных проб осуществляются по соглашению с организаций, осуществляющей образовательную деятельность, или по решению органов местного самоуправления, в ведении которых находятся образовательные организации.

42. В процессе организации и проведения профессиональных проб необходимо предусматривать следующие педагогические условия:

1) подготовка преподавателя (учителя, мастера) к проведению занятий по профессиональным пробам: разработка содержания профессиональных проб с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий; подбор инструментов, технологической документации, оснастку для их выполнения; разработку критериев оценки выполнения профессиональных проб или их этапов; наглядные пособия для демонстрации опытов, принципов действия, обеспечивающие усвоение обучающимися предлагаемого учебного материала;

2) ознакомление обучающихся с содержанием профессиональной деятельности, в сфере которой организуют профессиональные пробы и с требованиями к профессионально важным качествам и медицинским противопоказаниям;

3) осуществление диагностического тестирования. Такая форма контроля способствует в ходе выполнения профессиональных проб самостоятельному сравнению требований, предъявляемых профессией к человеку, его индивидуальным возможностям. Подбор тестов, разработка инструкций к проведению диагностического тестирования осуществляется педагогом-психологом;

4) выявление профессиональных намерений обучающихся и их опыта в конкретной сфере деятельности. Это позволяет получить представление об интересах обучающихся, уровне их знаний, опыте в определенной сфере профессиональной деятельности; определить уровень подготовленности обучающихся к выполнению заданий различной сложности;

5) ознакомление обучающихся с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения.

43. Участники образовательного процесса с использованием сетевых форм реализации образовательных программ, включая органы управления образованием, представителей родительской общественности, имеют право контролировать ход реализации программы профессиональной пробы и выполнение договорных обязательств.

44. Организации, реализующие в рамках совместной деятельности профессиональные пробы обеспечивают текущий учет и документирование результатов освоения обучающимися программ профессиональных проб. Результаты промежуточной аттестации обучающихся при освоении программы профессиональной пробы в других организациях, участвующих в сетевом взаимодействии, засчитываются общеобразовательной организацией.


Глава 6. Ответственность при реализации профессиональной пробы
45. Общеобразовательная организация несет ответственность за организацию прохождения обучающимися профессиональной пробы и контроль за её реализацией. Другие организации, участвующие в сетевом взаимодействии, несут ответственность за прохождение профессиональной пробы обучающимися непосредственно на рабочем месте.

46. Направление обучающихся общеобразовательной организации для прохождения профессиональных проб в другие организации осуществляется с согласия их родителей (законных представителей).



47. Все споры и разногласия, возникающие при реализации профессиональных проб между участниками образовательного процесса с использованием сетевых форм реализации образовательных программ, разрешаются путём переговоров между ними. В случае невозможности разрешения разногласий путём переговоров, они подлежат разрешению в порядке, определённом действующим законодательством.