Скачать 142.65 Kb.
Дата27.09.2018
Размер142.65 Kb.

16. Порты Азовья 16 Гавань Кальмиус



16. Порты Азовья

16.1. Гавань Кальмиус

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт на кальмиусе\gfb 069.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт на кальмиусе\пристань31.jpg

Порт на Кальмиусе. Начало ХХ века.

Первый Мариупольский порт

«Участок нынешней Итальянской улицы от швейной фабрики и вниз до железнодорожного переезда в дореволюционные годы назывался улицей Бондарной. Дорога, являвшаяся как бы продолжением Бондарной, вела к местности, известной в различные периоды истории нашего города то, как Пристань, то, как Биржа, то, как Гавань, а уж в советское время за ней закрепилось название – гавань Шмидта. Именно здесь, в устье реки Кальмиус появился первый в Мариуполе порт, пожалуй, даже еще раньше, чем был основан сам Мариуполь.

Попытаемся рассказать историю этого порта, воспользовавшись сведениями из книги Владимира Андреевича Павлия «Азовское море» и других источников. Достоверно известно, что правым берегом Кальмиуса у его впадения в море пользовались еще запорожцы. Но имеются и косвенные доказательства, в том числе и археологические находки, свидетельствующие, что здешние места использовались в качестве гавани с незапамятных времен.

Вскоре после основания нашего города гавань стала обстраиваться временными причалами, складами, лесной биржей, зерновыми амбарами. Через порт на Кальмиусе вывозили зерно, рыбу, кожу, а в конце ХIХ века и донецкий уголь. Сюда из Крыма доставляли соль, вина, так называемый шарап – виноградный сок, сушеные фрукты, а из других мест также шелковые и хлопчатобумажные ткани. К началу ХIХ века морская торговля достигла такого уровня, что возникла необходимость учреждения таможенной заставы. Что и произошло в 1800 году. Через девять лет было открыто портовое управление. С тридцатых годов того же столетия вывоз зерна через Мариуполь существенно уменьшился. Хлеботорговцам стало более удобно экспортировать свой товар через Бердянск.

В 1882 году к Мариуполю подвели железную дорогу. С этого момента объем перевозок существенно увеличился. Порт на Кальмиусе стал морскими воротами Донбасса. Однако непосредственно к причалам порта могли подходить лишь суда с осадкой до двух метров. Глубина русла реки была достаточна и для более глубокосидящих судов, но мешала отмель в устье. Поэтому парусники и пароходы с большей, чем два метра, осадкой, становились на рейде в пяти километрах от устья. Грузы к ним подвозили на «дубках» — мелкосидящих суденышках, оснащенных, как говорят моряки, «косыми» парусами, а иногда и на весельных лодках.

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт на кальмиусе\порт на кальмиусе2\8e5ab9e07ab0.jpg

Перегрузку мешков с зерном и другими товарами с берега на «дубки», а затем с «дубков» на пароходы, стоящие на рейде, производили дубщики. Это были в основном физически крепкие мужики из сел и деревень Полтавской, Харьковской, Орловской, Курской и других губерний Российской империи, приходивших – в прямом смысле этого слова – в Мариуполь на заработки.

В 1840 году вместо деревянной пристани была сооружена набережная из камня, которая, кстати говоря, сохранилась до сих пор. С начала семидесятых годов ХIХ века стали проводиться работы по углублению дна реки у причалов и в ее устье с помощью земснарядов. По исследованиям заведующей одного из отделов Мариупольского краеведческого музея Раисы Петровны Божко средства на эти цели накапливались от специального сбора, введенного в 1848 году. С каждого пуда товаров, который отправлялся через Мариупольский порт, взималось по полкопейки, но эти полкопейки, умноженные на огромный, по тем временам, грузооборот, давали городу суммы, достаточные для дноуглубительных работ.

С давнихдавен в порту на Кальмиусе существовало судостроение и судоремонт. Пионерами в этом деле были запорожские казаки. Они строили здесь свои чайки. Но первым судостроителем в Мариуполе, чье имя дошло до наших дней, был итальянец Кавалотти. Известно, что в 1824 году он заложил свое первое судно тут же, на правом берегу реки у впадении ее в море.

Это может показаться странным и удивительным, но с открытием нового порта, устроенного близ Зинцевой балки, вывоз грузов из уже существующего порта не только не уменьшился, но, наоборот, возрос. Объяснялось это увеличением объемов добычи угля в шахтах Донбасса, а также ростом производства зерна в Приазовье.

Вплоть до осени сорок первого года, то есть до оккупации нашего города фашистами, в порту на Кальмиусе находились морской вокзал и причал, у которого швартовались пассажирские и грузопассажирские суда, заходившие в Мариуполь. Наш город был связан регулярными пассажирскими линиями с Таганрогом, Ростовом-на-Дону, Ейском, Бердянском, Керчью…



c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт на кальмиусе\гавань набережная.jpg

Когда-то в гавани жизнь бурлила ключом. Одни суда швартовались, другие уходили в море. Между ними лавировали ялики перевозчиков. На яликах они перемещали обитателей Городского острова на правый берег и обратно. У баркасов и каюков, только что вернувшихся с лова, толклись перекупщицы рыбы, азартно торговались с рыбаками, стараясь сбить цену нарыбец, судак, леща, селедку и севрюгу. Остро пахло рыбой, водорослями, просмоленными канатами и сетями. Таково прошлое первого в Мариуполе порта…



c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт на кальмиусе\порт на кальмиусе2\№11 вид на пристань.jpg

Давно снесено здание морского вокзала и станции местного отделения общества спасения на водах, учрежденного в нашем городе в 1882 году. Что же дошло из далекого прошлого до наших дней? Остатки уже упоминавшейся каменной набережной да старинные «палы» — литые чугунные тумбы, за которые по сей день заводят швартовы судов, приходящих в порт на Кальмиусе.»Сергей Буров



c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт на кальмиусе\порт на кальмиусе2\изображение 070.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт на кальмиусе\порт на кальмиусе2\общий вид мариуполя с реки кальмиус.jpg

Старые причалы Гавани.





c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт на кальмиусе\порт на кальмиусе2\кальмиус.jpg

Вид на Гавань и город Мариуполь с горострова.



c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт на кальмиусе\порт на кальмиусе2\091e34af66b0.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт на кальмиусе\порт на кальмиусе2\порт12.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт на кальмиусе\порт на кальмиусе2\пристань кальмиус.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\старая гавань кальмиус.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт на кальмиусе\8472f6f5f56d - копия.jpg

16.2. Довоенный порт Мариуполь

Удобное географическое положение г. Мариуполя (расположен на берегу Азовского моря при впадении в него р. Кальмиус) способствовало быстрому росту города и развитию торговли, преимущественно экспортной. Экспортировались ячмень и лен.

Проведение в 1882 г. к городу железной дороги и развитие каменноугольной промышленности еще больше подняли значение Мариуполя как порта.

До 1889 г морская торговля проходила через устье р. Кальмиус. Но маленькая речная гавань уже не могла справиться с возросшим грузооборотом. Встал вопрос о сооружении большого глубоководного порта на северном побережье Азовского моря.

Гидротехнические изыскания проводились вначале в районе Белосарайской косы, а затем в районе Зинцевской балки. Здесь условия для сооружения порта оказались более благоприятными: значительная глубина моря у берегов, близость к городу, наличие пресной воды.

В 1886 г. начались работы по сооружению морского порта. Руководство строительством портовых сооружений и оборудованием Мариупольского торгового порта было возложено на специально созданное для этой цели Управление работ Мариупольского порта. Точную дату организации установить не представляется возможным. Подчинялось отделу торговых портов Министерства торговли и промышленности.



c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\у причалов старого порта\причалы\стройка причалов\камень для причалов порта\1191300.jpg

Структура Управления: начальник работ и производители работ.

начальник работ и производители работ назначались Министром торговли и промышленности по представлению начальника отдела торговых портов из лиц, получивших техническое образование.

На Управление работ было возложено производство технических изысканий и наблюдений; составление технических проектов и смет по устройству, развитию, улучшению и оборудованию порта, по углублению и поддержанию надлежащей глубины гаваней, рейдов, каналов и фарватеров, по ремонту и содержанию портовых сооружений, зданий, приспособлений и пр.; исполнение разрешенных работ и ведение по ним технической и финансовой отчетности; технический надзор за исправным состоянием находящихся в его ведении зданий, сооружений и устройств; рассмотрение представляемых в портовое управление технических проектов; смет и чертежей по работам, производимым городским, земским и другими общественными учреждениями и частными лицами.

Строительство Мариупольского порта было рассчитано на пять лет. На строительство было выделено 4273239 руб.

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\у причалов старого порта\причалы\стройка причалов\1193348.jpg

Строительство порта шло ускоренными темпами, так как горнопромышленники и экспортеры пшеницы торопили с вводом порта в эксплуатацию.



c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\у причалов старого порта\молебен в порту.jpg

21 августа (2 сентября) 1889 г. Мариупольский торговый порт был открыт. Были построены молы, волнолом, каменные набережные, прорыт специальный канал для подхода к порту, установлены приспособления для погрузки угля на суда, проведены железная дорога и шоссе, насыпана портовая территория.



Все поровые сооружения были рассчитаны на грузооборот в 20 млн. пудов (10 млн. пудов экспорта угля и 10 млн. пудов экспорта зерна).



Но уже ко времени окончания работ грузооборот Мариупольского порта значительно превысил указанные нормы. Пришлось срочно увеличить причальную линию нового порта при помощи устройства специальных деревянных пристаней вдоль обоих молов. Но и после этого Мариупольский порт не в состоянии был удовлетворить всеет увеличивавшийся грузооборот, который в 1896 г. вдвое превысил пропускную способность порта.





В 1899 г. приступили к расширению порта путем строительства новой угольной гавани и к углублению старого порта до 18 футов. Работы по сооружению новой угольной гавани были заключены весной 1901 г. и обошлись в 2656000 руб. В новой гавани были устроены набережные, заложенные на глубине 22 футов. Гавань была ограждена защитным молом и соединена воротами со старой частью порта. Водная площадь гавани была углублена до 16-18 футов. Эта часть порта предназначалась только для вывоза угля и ввоза руды. В предусмотренном виде порт был рассчитан на грузооборот в 60 млн.пудов.



c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\у причалов старого порта\91441f8a3926.jpg

Рост угольных перевозок заставил судовладельцев в интересах конкуренции переходить все к большей емкости судов и глубина порта в 18 футов оказалась недостаточной для значительной части угольного флота. Пришлось вести работы по дальнейшему углублению порта и подходов к нему до 21 фута. Но и эта глубина оказалась недостаточной. В 1903 г. XXVII съезд горнопромышленников юга России высказался за необходимость углубления порта до 24 футов. Но уже в 1905 г. XXIX съезд горнопромышленников юга России, изучив возможности доставки донецкого угля в северо-западные районы России, настаивал на углублении порта до 26 футов и керченского канала до 28 футов.

Признавая необходимость дальнейшего углубления Мариупольского порта, Министерство торговли и промышленности обратилось к правительству о выделении средств на продолжении дальнейших работ в порту.

Постановлением правительства от 17 июня 1909 г. было дано разрешение на проведение этих работ и выделен кредит в размере 858300 руб. В ноябре 1910 г. работы по углублению порта до 24 футов были завершены и порт и канал открыты для приема глубоководных судов.



c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\у причалов старого порта\порт блоки.jpg

Экономическое значение порта росло с чрезвычайной быстротой. Развитие грузооборота шло, главным образом, за счет каботажной торговли. Вывоз угля (в Одессу и другие порты Черного моря) составлял примерно 50% общего грузооборота; экспорт хлеба (пшеница, ячмень) – 20-24%. Подвоз зерна производился с очень значительного расстояния (свыше 500 км), так как

Мариупольский порт обладает большим преимуществом в глубине. Довольно много вывозилось также металлов (до 100 тыс. т. в 1911 г.). Импортировались преимущественно керченская железная и марганцевая руды.

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\у причалов старого порта\жд колея в порту.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\у причалов старого порта\4839f6246325.jpg

Учитывая увеличивавшийся грузооборот Мариупольского порта и перегруженность причалов, Министерство торговли и промышленности вошло в Государственную Думу с законопроектом о проведении работ по механическому оборудованию и капитальному расширению порта.



Основные работы по расширению и механическому оборудованию порта заключались в следующем: постройка нового бассейна и канала глубиною до 28 футов, набережных, центральной электростанции, оборудование порта для механической погрузки угля на суда.



Из суммы 10776000 руб. в1913 г. на производство работ было отпущено 2668000 руб. Но начавшаяся первая мировая война и события 1917 г. приостановили начавшиеся работы.

За 1913-1917 гг. из намеченной программы было выполнено следующее: построены береговые укрепления ремонтного бассейна и произведено его углубление до 24 футов; сооружены участок восточного мола нового бассейна, центральная электростанция, три деревянных пирса, четыре хлебных амбара, два моста через Зинцев ручей.

Электростанцияc:\users\владимир\documents\порт\прогулка по порту 11.05.2014\электростанция\электростанция порта.jpg



c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\суда у причала порта мариуполь.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\у причалов старого порта\причалы\изображение 115.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\у причалов старого порта\причалы\изображение 010.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\мариуполь порт хлебная гавань.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\сухогруз у причала.jpg

В годы гражданской войны многие сооружения Мариупольского порта были разрушены и сожжены.Развернувшиеся военные действия в городе и порту мешали проведению строительно-восстановительных работ.

В 1920 г. Управление работ мариупольского порта как самостоятельное учреждение прекратило свою деятельность. Точную дату установить не представляется возможным. Строительные работы были переданы в техническую часть Управления Мариупольского торгового порта.

После окончания гражданской войны в Приазовье началось восстановление Мариупольского порта.



c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\у причалов старого порта\причалы\порт №15.jpg

Проведение дноуглубительных работ в порту и на подходном канале (открыт осенью 1926 года), ремонт причальных линий, подъездных путей, плавсредств и оборудования способствовали быстрому вводу в действие Мариупольского торгового порта — морских ворот Донбасса (которые с декабря 1924 года были отнесены к портам I разряда).



c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\у причалов старого порта\причалы\33b746ec3360.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\у причалов старого порта\причалы\bf3ab1d604fd.jpg

За навигацию всего 1925 года через Мариупольский порт пропущено 116 судов заграничного плавания.



В 1928 году грузооборот порта составил 1 098 тыс. тонн, а в 1931 году уже 2 205,5 тыс. тонн (для сравнения — за 1923 год — 12,279 млн пудов, за 1924 год — 12,833 млн пудов или 2 104 тыс. тонн). 20 марта 1939 года в мариупольском торговом порту открыта карантинная станция.



c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\у причалов старого порта\причалы\4023030481e8.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт мариуполь\причалы марика\5f11c0b5e52b1e8a0aa2fde0680c210e.jpg

16.3. Порт Азовсталь

3 ноября 1931 года начато сооружение морского порта «Азовсталь».


Вот, что написано по этому поводу в книге «Азовсталь» 1983 года издания.
«…В преддверии 14-й годовщины Октября на водной глади, где Кальмиус встречается с седым Азовом, застопорила ход землечерпалка «Михаил Герсеванов». Спустя некоторое время к ней подошли шаланды, окрест раздался скрежет стальных ковшей, и началась расчистка дна под причалы и каналы будущего морского порта «Азовстали».
Проиллюстрируем это событие.

у гавани азовсталь.jpg

У гавани Азовсталь


Место строительства порта и причалов. Расчистка лимана – бывшего левого рукава Кальмиуса.


м.герсеванов.jpg

Земкараван «Михаил Герсеванов» ведет расчистку лимана.


карта побережья.jpg

карта побережья.


Под ковш попали рыбацкие поселки Остров и Бузиновка.



побережье бузиновка.jpg

побережье Бузиновка.


Вид на устье Кальмиуса с побережья со стороны рыбацких поселков Остров и Бузиновка.

В 1936 году начал работать порт «Азовсталь». Для захода в него судов прорыт подходной канал длиною 10 километров. Первый пробный заход в порт совершил легендарный ледокол «Макаров». (Водоизмещение -3150 тонн, Длина-74,6 м, Ширина-17,4 м, Осадка-5,8 м).

Ледокол«Макаров»в порту.

5 апреля 1939 года — в морской порт металлургического завода пароходом «Судком» доставлена первая партия горячего агломерата из Керчи. Это стало знаменательным событием в истории отечественной металлургии, ведь подобная перевозка горячего агломерата на судах была освоена впервые в мировой практике.

аркадий гайдар (судком).jpg

«Аркадий Гайдар» («Судком»).



У причалов Азовстали.



Сухогрузы с агломератом у причала порта «Азовсталь».



c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт азовсталь\вид на азовстальский ковш.jpg

Вид на порт «Азовсталь».



c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт азовсталь\никитовка у причала азовстали.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт азовсталь\vi 0n40.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт азовсталь\лихтер оредеж у азовстальского причала - копия.jpg



c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт азовсталь\у азовстальского причала.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт азовсталь\рудный двор порта азовсталь.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт азовсталь\шокша.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт азовсталь\петр гутченко.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт азовсталь\катамараны в ковше азовстали.jpg

c:\users\владимир\desktop\а. мои рисунки с lg 25.11.2013 г\мои фото с lg 24.11.2013 г\lg 24.11.2013г\флот с lg 24.11.2013.г\порты\порт азовсталь\вид на азовстальский порт - копия.jpg

На причале порта «Азовсталь»



16.4. Терминал Русский Провиданс

1911 год. Терминал по перегрузке руды завода «Русский Провиданс» в Мариуполе на пристани в устье реки Кальмиус. У причала под разгрузкой пароход «Панагий Вальяно» с грузом железно – рудного концентрата.



пристань завода провиданс на реке калмиус. пароход панагий валиано под разгрузкой,1911 г..jpg

Пристань завода Провиданс на реке Кальмиус. Пароход Панагий Валиано под разгрузкой,1911 г.


Товарный однопалубный двухмачтовый винтовой пароход «ПанагиВальяно»


В 1916 г числится в порту Керчь № 377
Судовладельцы Ф.К.Звороно и Э.С. ди - Полоне
Построен 1899 году в Норд-Шильдс( Англия ) судоверфь «Смита и К» для судоходной компании братьев Вальяно
Позывной сигнал ( М.А.П.Г. )
Корпус стальной, с двойным дном с переборками 
Размеры 224,00 х 32,00 х 12,00 английских футов
Вместимость полная 812,71 брт 
Чистая 502,41 нрт
Осадка без груза 4 1\3 футов
В полном грузу 12 футов
Двигатель - одна вертикальная паровая машина тройного расширения
Мощность 523 индикаторных сил 
Скорость 9 миль в час
Грузоподъемность 70000 пудов

в устье кальмиуса.jpg

В устье Кальмиуса.


Вот груженый пароход идет под всеми парами по каналу к пристани терминала. А вдали работает землекараван. Прочищает канал.


Чтобы поддерживать в устье Кальмиусаглубину более 12 футов там должна была постоянноработать землечерпалка с шаландами,которые вывозили грунт в море.

терминал по перегрузке руды завода русский провиданс.jpg

Терминал по перегрузке руды завода Русский Провиданс.



На правом обрезе фото мы видим такую землечерпалку, пришвартованную у пристани терминала.
В это время уже работал глубоководный порт в Зинцевой балке. Но руководство Завода «Русский Провиданс» пошло на затраты по строительству своего терминала и немалые затраты по дноуглублению. Почему? Причина тарифы на Ж.Д. перевозки !? Дефицит Вагонов!?
Я думаю, что дешевизна перевозок морем перекрывала все затраты по строительству!
И владельцы завода планировали свою деятельность на многие годы вперед. 
Но судьба злодейка «оскалилась» 1917 г. и сломала все их планы.