страница1/3
Дата12.12.2017
Размер0.49 Mb.
ТипЛекции

№1. Введение. Краткая история методики преподавания черчения в общеобразовательной школе. Современное состояние методики преподавания. Цели и задачи методики преподавания


  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-33.1.00/03-2013

УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине «Методика преподавания черчения»



Редакция №__ от _____







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Методика преподавания черчения»



для специальности 5В010700 – «Изобразительное искусство и черчение»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ







Семей

2013




УМКД 042-X.1.ХХ/03-20__

Ред. № ___ от _______20__ г.

Страница __ из __

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Глоссарий

  2. Лекции

  3. ТЕМА №1. Введение. Краткая история методики преподавания черчения в общеобразовательной школе. Современное состояние методики преподавания. Цели и задачи методики преподавания.

  4. ТЕМА №2. Дидактические принципы в обучении черчению в средней школе. Методы обучения. Проблемное обучение.

  5. ТЕМА №3. Организация и планирование учебного процесса по черчению

  6. ТЕМА №4. Виды уроков по черчению, содержание и структура урока

  7. ТЕМА №5. Методика использования учебного и наглядного материала на уроках черчения.

  8. ТЕМА №6. Методика применения технических средств обучения

  9. ТЕМА №7. Оборудование кабинета черчения. Внеклассная работа

  10. ТЕМА №8. Работа учителя на классной доске.

  11. Рекомендуемая литература

  12. Лабораторные занятия и методические указания к заданиям

  13. ТЕМА №1. Понятия и термины, применяемые на уроках черчения. Составление глоссария.

  14. ТЕМА №2. Роль чертежа в повседневной жизни. Выполнение доклада.

  15. ТЕМА №3. Разработка уроков по теме: «Основные геометрические построения»

  16. ТЕМА №4. Уроки развития пространственного мышления у учащихся. Разработка уроков по проецированию.

  17. ТЕМА №5. Методика преподавания аксонометрических проекций. Планирование уроков.

  18. ТЕМА №6. Уроки моделирования и конструирования. Изготовление моделей геометрических тел.

  19. ТЕМА №7. Изготовление методических игр применяемых на уроках черчения (лото, домино, кроссворд и др.)

  20. ТЕМА №8. Уроки обучения разрезам и сечениям, методика проведения уроков.

  21. ТЕМА №9. Технический рисунок, методика обучения и работа на классной доске.

  22. ТЕМА №10. Составление календарно-тематического плана

  23. ТЕМА №11. Оформление учебно-методической документации

  24. Рекомендуемая литература

Глоссарий

Метод – прием, способ или образ действия, в другом смысле способ познания, исследования явлений.

Методика – совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы, а также раздел педагогической науки, исследующей закономерности обучения определенный учебному предмету, в том числе и черчению.

Методика преподавания – строго последовательный систематичный, точно следующий плану, процесс обучения учебному предмету.

Методика преподавания черчения – наука, определяющая задачи, содержание и методы обучения черчению, изучающая рациональные приемы выполнения графических работ учащихся и разрабатывающая формы и средства эффективной организации учебного процесса исходя из общих целей и задач образования и воспитания.

Репродуктивный (формальный) вид обучения – характер преподносимых учителем технических заданий и умений, не достаточно высокий интеллектуальный уровень процесса обучения в целом.

Комбинированный урок – наряду с объяснениями учителя в качестве важной составной части выступает и проведение практической работы, как формы закрепления научных знаний, и необходимые пояснения к выполнению домашней работы с использованием учебного пособия.

Словесные методы – устное изложение учителем учебного материала в форме лекции-беседы, объяснения, сопровождающиеся построением на классной доске, а так же самостоятельная работа учащихся по учебным пособиям и справочной литературе.

Наглядные методы – демонстрация по ходу урока учебно-наглядных пособий в виде плакатов, учебных таблиц, моделей, натуральных объектов, кино- и видеофильмов.

Практические методы – чтение и самостоятельное выполнение учащимися эскизов и чертежей, различных графических упражнений, способствующих прочному закреплению полученных знаний и выработке практических навыков.

Обучаемость – эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей учащихся, усвоения учебной информации, их способности к выполнению учебных заданий, в том числе к запоминанию учебного материала, к выполнению различных типов работ и тестов, к самоконтролю. Обучаемость выступает как общая возможность психического развития, достижение наибольших обобщенных систем знаний, общих способов действий.

Технические приемы – средства обучения и контроля применяемые в традиционном учебном процессе.

Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения), а так же воспитания в процессе обучения.

Научность обучения – содержание образования, которое должно представлять собой систему знаний, истин, установленных наукой, а так же знакомить с методами и историей науки.



Доступность обучения - эмпирическая характеристика индивидуальных особенностей учащихся к усвоению информации, к выполнению учебных заданий, решению задач и т.д. Представляет собой необходимые условия преподнесения учебного и научного материала для сознательного усвоения учащимися.

Систематичность – овладение системой знаний, как основой их сознательного и творческого применения, предполагает последовательное изложение материала, когда все сообщенные учителем новые понятия логично вытекают и основываются на хорошо усвоенных ранее знаниях.

Связь теории и практики – обеспечение глубокого усвоения научных знаний и формирования навыков и их практического применения.

Сознательность и активность – обучение учащихся при руководящей роли учителя, знания не могут быть вложены в готовом виде учащимся, но являются результатом их собственной познавательной деятельности, осуществляемой под руководством учителя.

Сознательность обучения – осознанное отношение к обучению, реализуемое через осмысление собственных действий и их результатов в соответствии с целями и мотивами обучения.

Активность – самостоятельность в усвоении, применении знаний, а так же овладение приемами умственной деятельности, что обеспечивает саморегуляцию учебной деятельности.

Наглядность – чувственная основа для овладения абстрактными понятиями. Понятие «наглядность» связана не с самими предметами, а с их графическими изображениями

Активизация процесса обучения – совершенствование методов и операционных форм учебной работы по черчению, обеспечивающих активную и самостоятельную деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесса:

- рациональное построение урока;

- применение различных средств наглядности;

- использование проблемности программирования, различных задач, занимательных и исторических элементов, внеклассной работы;

- развитие познавательной активности учащихся средствами графической деятельности.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности учащегося и подготовки его к жизни. Формирование мировоззрения, моральных качеств, эстетического вкуса и т.д.

Дидактические принципы – принципы дидактики, как теории обучения, определяющие содержание, формы и методы учебной работы с учащимися в соответствии с целями образования, воспитания и их развития.

Графическая работа учащихся – задание на выполнение чертежа (эскиза) детали на установленном формате с оформлением его в соответствии с правилами стандарта;

- это всякая графическая деятельность, связанная с процессом создания (построения) и фиксации (выполнения) графических изображений (чертежей, эскизов, схем и т.д.).



Средства обучения – один из компонентов целостной методичной системы. Это учебники, дидактические материалы, наглядные пособия, ТСО.

Наглядные пособия – специально созданные для обучения плоскостные, объемные или графические объекты в их естественном виде. В черчении делятся на два вида: натуральные и графические.

Информационная технология – технология обработки информации, передачи, распространения и преобразования способов ее представления.

Методы обучения – способы работы учителя и определяемые им способы работы учащихся, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками, осуществляется воспитание и развитие учащихся.

Технология обучения – последовательная деятельность учителя и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций в соответствии с поставленными целями.

Учебный план – документ, определяющий перечень учебных предметов, изучаемых в школе, их распределение по годам обучения, а также недельное и годовое количество времени, отводимое на каждую учебную дисциплину.

Модели – наглядные учебные средства, используемые в качестве демонстрационных пособий и раздаточного материала.

Навык – хорошо усвоенные действия, доведенные до совершенства, выполняемые легко и быстро. В черчении формируются путем различных упражнений.

Построение – совокупность графических операций по выполнению в соответствии с предписанными правилами того или иного изображения.

Умение – возможность успешного выполнения учащимися действий на основе приобретенных ими знаний.

Пространственное представление – чаще всего мысленное воспроизведение по изображению геометрической формы, величине; - расположение в пространстве изображаемого объекта.

Техническая графика – область графики, включающая изображения, используемые в технике, в производстве (может быть учебной дисциплиной).

Черчение – учебный предмет о правилах выполнения, чтения чертежей и решения задач с их помощью.

Чертеж – графическое изображение изделия или его части – является основным конструкторским документом, по которому изготовляется, контролируется, устанавливается и ремонтируется изделие.

Чтение чертежа – определение формы и размеров предмета по его чертежу.

Оригинал – документ, предназначенный для изготовления по нему подлинников.

Подлинник – документ с соответствующими подписями (конструктора, контролера, утверждающего, проверяющего и др.), позволяющий многократно воспроизводить с них копии.

Копия – документ, выполненный способом, обеспечивающий идентичность с подлинником и предназначенный для непосредственного использования на производстве при изготовлении, эксплуатации и ремонте изделий.

Изделия – предметы или группы предметов, выпускаемые в промышленности.

Деталь – изделие, изготовленное из однородного материала, без применения сборочной операции.

Сборочная единица – изделия, составные части которых соединяются между собой на предприятии-изготовителе сборочными операциями и предназначены для определенной цели.

Комплект – совокупность изделий, имеющих общее вспомогательное назначение.

Комплекс – совокупность разнообразных изделий, предназначенных для выполнения взаимосвязных функций.

Конструктивные элементы – элементы деталей, размеры, форма которых определяется в результате различных вычислений.

Рейсшина – состоит из длинной линейки и планки, прикрепленной к линейке под прямым углом.

Готовальня – набор циркулей, рейсфедеров и др. инструментов в футляре.

Стандарт – от англ.сл. – сведение многих видов изделий производства к небольшому числу типовых образцов. Это нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.

Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности.

Масштаб – число, показывающее во сколько раз изображение больше или меньше истинной величины предмета.

ЛЕКЦИИ (краткое содержание).

ТЕМА №1. Введение. Краткая история методики преподавания черчения в общеобразовательной школе. Современное состояние методики преподавания. Цели и задачи методики преподавания.

Цель занятия: дать новые знания о предмете, истории методики, о целях и задачах дисциплины.

Краткое содержание:

Для того чтобы определить роль и место черчения как учебного предмета в системе трудового политехнического обучения в средней школе, надо хотя бы кратко ознакомиться с тем, как строилось преподавание этого предмета в школе. Какие трудности возникали в процессе обучения, что мешало тому, чтобы предмет занял положенное ему место в общем цикле всех школьных учебных дисциплин. Изучив положительный опыт и ошибки прошлого, легче определить, как нужно учить теперь, для того чтобы добиться наилучшего усвоения, а следовательно, и понимания учащимися материала изучаемого предмета. Поскольку материал данного курса излагается кратко, ограничимся лишь некоторыми историческими справками, характеризующими основные положения постановки преподавания черчения в средних учебных заведениях дореволюционной России. Начало систематического обучения черчению было положено в XVIII веке. Черчение преподавали в так называемых горнозаводских школах, а также в гимназиях. Как учебный предмет черчение изучалось в классе «Геометрия». С этим предметом знакомили также на занятиях военной архитектуры и географии. В 1786 году была учреждена общегосударственная система народного образования. Были утверждены так называемые главные народные училища. В них принимали детей обоего пола. Обучение велось по классно-урочной системе. Основные сведения и навыки по черчению учащиеся получали на уроках геометрии. В общей сложности на изучение черчения в этих школах отводилось 60 часов.

В 1802 году в России было учреждено министерство народного просвещения. По утвержденному тогда уставу была определена единая система образования. По программе гимназии предполагалось изучение «черчения с гравированных или фотографированных фигур и тел в геометрическом перспективном виде...».

Таким образом, преподавание черчения в средних школах России было фактически введено в 1828 году по принятому тогда уставу.

Издание ряда научных работ и учебных курсов по начертательной геометрии и черчению, в частности курсов В. И. Курдюмова (1853—1904) и Н. А. Рынина (1877—1942), способствовало улучшению методики преподавания черчения и обогащению его содержания.

Великая Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения в структуру школы и в содержание ее работы.

На шестом заседании Государственной комиссии по просвещению (12/1Х 1918 г.) указывалось, что «ученик постепенно должен приобрести в своем карандаше новый орган особо точной и образной речи». «Эскиз, проект, иллюстрация должны сопровождать каждый урок». В программе 1921 года черчение стоит на втором месте. Объем сведений по черчению (одного из разделов этой программы) чрезвычайно мал.

Значительным шагом вперед на пути к улучшению графической подготовки школьников явилась программа по черчению для школ фабрично-заводских семилеток, изданная в 1930 году. Эта программа не потеряла своего значения даже в настоящее время благодаря жизненности выдвинутых в ней требований.



Цели и задачи изучения черчения в средней школе.

Черчение, как и другие учебные предметы в средней школе, призвано формировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые как для практической деятельности школьника в сфере материального производства, так и для дальнейшего образования.

Являясь языком техники, черчение имеет исключительно важное значение в понимании учащимися основных закономерностей современного производства. Вместе с тем черчение как учебный предмет способствует развитию познавательной деятельности школьников, пробуждает у них интерес к конструированию, моделированию, т. е. к созидательной деятельности.

Так как современная средняя школа является общеобразовательной, трудовой и политехнической, роль черчения неизмеримо возрастает.

Одной из главных задач изучения черчения в средней общеобразовательной школе является развитие у учащихся пространственных представлений, без которых немыслимо свободное чтение и составление даже самых простых технических чертежей, эскизов и технических рисунков.

Так называемая задача развития пространственных представлений в связи с преподаванием (и изучением) курса черчения может иметь следующее содержание:

во-первых, развитие у учащихся умения наиболее отчетливо воспроизводить мысленно геометрическую форму знакомых им геометрических тел или реальных предметов при выполнения учебного задания на построение чертежа некоторого предмета и на чтение заданного чертежа какого-либо предмета;

во-вторых, расширение запаса пространственных представлений, их закрепление и приведение в систему.

Чтобы наиболее эффективно выполнить весь тот объем заданий, который предусмотрен программой по черчению для средней школы, необходимо неустанно заботиться об оснащении уроков демонстрационным и раздаточным материалом, наличие которого значительно оживляет весь учебный процесс, способствует более прочному, активному усвоению учащимися навыка в беглом чтении чертежей. В процессе чтения чертежа могут быть поставлены две задачи:

1) выявление формы изображенного предмета;

2) раскрытие сведений технического и технологического характера.

Совершенно очевидно, что дальнейшее изучение учащимися таких предметов, как геометрия, черчение, физика и т. д., невозможно без достаточно развитых пространственных представлений. Кроме того, пространственные представления и пространственное воображение надо рассматривать как условие для формирования конструкторско-технических способностей учащихся, что так важно в политехнической школе, где ведется подготовка к труду, к будущей практической деятельности на производстве.

Что же следует понимать под термином «пространственные представления»? Этот термин имеет по своему содержанию синтетический характер, так как сюда включаются представления о форме предмета, о его положении в пространстве, величине, расстоянии, направлении и других пространственных соотношениях и связях.

Вопросы самоконтроля:


  1. Когда было положено начало систематического обучения черчению?

  2. Первая программа по черчению для школ фабрично-заводских семилеток

  3. Цели и задачи изучения черчения в средней школе.

  4. Две задачи чтения чертежа

ТЕМА №2. Дидактические принципы в обучении черчению в средней школе. Методы обучения. Проблемное обучение.

Цель занятия: дать знания о принципах и методах обучения черчения в школе

Краткое содержание:

В современной дидактике выработаны единые основные требования к организации обучения, его содержанию, формам и методам, получившим название дидактических принципов. Принцип в дидактике — это основное, исходное требование, предъявляемое к процессу обучения с целью его рационального и эффективного осуществления. Все принципы обучения теснейшим образом связаны между собой. Рассмотрим кратко наиболее важные стороны некоторых принципов в обучении применительно к черчению.

В обучении черчению ведущим принципом является политехническая направленность этого процесса.

Политехническая направленность обучения черчению предполагает овладение учащимися практическими умениями и навыками, необходимыми для работы на производстве. Изучая черчение, учащиеся приобретают навыки в обращении с инструментами (линейкой, штангенциркулем), выполнении геометрических построений, наглядных изображений и простейших чертежей деталей.

Одним из основных принципов, характеризующих содержание обучения черчению, является принцип научности. Этот принцип в черчении означает опору на теоретическую основу курсов черчения и начертательной геометрии. Принцип научности обучения реализуется и в применении условных графических и буквенных обозначений, установленных ГОСТами ЕСКД. Научность в обучении черчению достигается в том случае, если учащимся объясняется не только как осуществляется, например, то или иное соединение деталей, но и почему оно осуществляется таким способом, а не другим.

Важнейшим принципом, определяющим содержание черчения как учебного предмета и отражающим его логику, является принцип систематичности и последовательности. Систематичность предполагает установление определенной периодичности учебных занятий, которая в свою очередь позволяет реализовать другой дидактический принцип — последовательность изучения курса: логику его построения, изучение материала от простого к сложному. Принцип систематичности и последовательности требует от учителя черчения умелого и педагогически оправданного подбора чертежей для чтения и деталей для эскизирования.

Принцип сознательности и активности как один из важнейших в обучении черчению нацеливает учителя на формирование у учащихся сознательного усвоения графических знаний, умения вникнуть в их сущность. Принцип сознательности и активности предполагает организацию активного и целеустремленного обучения черчению.

Реализация принципа сознательности и активности связана с развитием у школьников наблюдательности, памяти, внимания, воображения, с умением пользоваться справочной литературой.

Важнейшим дидактическим принципом в обучении черчению является принцип наглядности, обеспечивающий лучшее усвоение материала учащимися. Я. А. Коменский говорил о том, что в обучении необходима опора на все органы чувств: видимое — видеть, слышимое — слышать, пахнущее- воспринимать обонянием, осязаемое — осязать.

Другой известный педагог К. Д. Ушинский писал, что чем более органов наших принимают участие в восприятии какого-либо впечатления или группы впечатлений, тем прочнее эти впечатления сохраняются в нашей памяти.

В современных условиях реализация этого принципа на занятиях по черчению осуществляется не только с помощью таблиц, плакатов, динамических пособий, моделей, изготовленных узлов и деталей, но и большим арсеналом аудиовизуальных средств (различная проекционная аппаратура, кино, телевидение), более широким использованием ЭВМ (дисплеи, графопостроители).

Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения необходим для учета учителем индивидуальных особенностей учеников при их коллективной работе на уроке. Индивидуализация учебного процесса позволяет регулировать процесс учебы школьников в зависимости от уровня знаний и способностей каждого из них.

Для реализации этого принципа необходимо использование сборников задач, карточек-заданий с упражнениями различной сложности, внедрение программированного обучения.

Методы обучения черчению.

С понятием «метод» связано и понятие «методический прием». Их нельзя отождествлять и смешивать, поскольку это разные явления педагогического процесса. Методические приемы — это элементы того или иного метода. Прием не дает окончательного результата, имеет не самостоятельное, а вспомогательное значение.

Для метода обучения характерно наличие двух признаков.

Во-первых, метод должен обеспечивать достижение цели обучения давать учащимся новые знания, развивать их или проверять.

Во-вторых, в методе обучения должна существовать двусторонняя согласованная деятельность учителя и ученика.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению будет отличаться от методов обучения, например, литературы или других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения. Рассмотрим некоторые методы, наиболее часто применяемые в обучении черчению.

Рассказ — это, повествовательная форма изложения учебного материала учителем.

Объяснение — это последовательное разъяснение сущности и значения понятий. Применяется при ознакомлении учащихся с относительно сложными вопросами курса черчения, такими, например, как сечения и разрезы, аксонометрические проекции и др.

Беседа — это разговор учителя с учениками. Характерной чертой этого метода является то, что учитель подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знании, пользуясь тщательно продуманной системой вопросов и опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт. Задавая вопросы учащимся, учитель выясняет степень усвоения ими изучаемого материала, определяет недостатки в знаниях и намечает пути к их устранению. Беседа бывает четырех основных видов: беседа-сообщение, беседа-закрепление, беседа-контроль, беседа-повторение.

Лекции. Этот метод также находит применение в обучении черчению. Он характеризуется тем, что учитель излагает материал, не прибегая к постановке вопросов учащимся.

Наблюдение — это целенаправленное, непосредственное и организованное восприятие учащимися предметов и явлений. Наблюдение — один из наиболее важных способов образования представлений и понятий в процессе обучения черчению. Придавать наблюдению целенаправленный характер помогает сравнение — установление сходства и различия между определенными предметами и явлениями.

Моделирование и конструирование. Моделирование — один из методов обучения черчению, в основе которого лежит процесс воспроизведения формы предмета по его изображению (описанию).

Конструирование — процесс создания нового образа предмета на основе его заданных свойств.



Выполнение графических работ. Этот метод способствует выработке у учащихся необходимых навыков для выполнения эскизов, чертежей, аксонометрических изображений и технических рисунков.

Работа с учебником и справочным материалом. Хорошо организованная и систематически проводимая работа с книгой является одним из решающих условий приобретения прочных знаний и умений по черчению.

Работая с учебником, учащиеся овладевают системой знаний, приобретают навыки самостоятельной работы, учатся находить правильные ответы к заданиям. Эта работа должна проводиться на протяжении всего периода изучения черчения, на всех этапах учебного процесса, начиная с объяснения и кончая закреплением, повторением и обобщением всего изученного.

Проблемное обучение.

От активности взаимодействия учителя и ученика в значительной мере зависит обучающий и развивающий эффект учебно-педагогического процесса. Однако часто активным бывает лишь учитель. При таком способе обучения внутренняя, мыслительная активность учащихся невелика, так как они получают все знания в готовом виде, что не стимулирует развития самостоятельности мышления.

В основе организации проблемного обучения, в какой-то мере имитирующего процесс научного познания путем решения учащимися проблемных ситуаций, лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика. . Однако учебное исследование отличается от научного тем, что учебная проблема является новой только для учащихся, учебное исследование ведется учащимися под руководством учителя; проблемное обучение предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности школьников. При проблемном обучении не исключаются объяснение учителя, решение учениками тренировочных задач и упражнений.

Вопросы самоконтроля:


  1. Дидактические принципы обучения

  2. Метод обучения

  3. Проблемное обучение

  1   2   3

Главная страница
Контакты

    Главная страница



№1. Введение. Краткая история методики преподавания черчения в общеобразовательной школе. Современное состояние методики преподавания. Цели и задачи методики преподавания