страница1/2
Дата15.03.2019
Размер0.54 Mb.
ТипГосударственный образовательный стандарт

1. общая характеристика направления


  1   2

Министерство образования Российской Федерации


УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель Министра

образования Российской Федерации

__________________ В.Д. Шадриков

10” марта 2000 г.

Регистрационный номер 30 тех/бак


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление 553400 Биомедицинская инженерия

Степень (квалификация) – бакалавр техники и технологии


Вводится с момента утверждения

Москва

2000 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ

Биомедицинская инженерия


1.1. Íàïðàâëåíèå óòâåðæäåíî ïðèêàçîì Ìèíèñòåðñòâà îáðàçîâàíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè № 686 от 02.03.2000 г.

1.2. Степень (квалификация) выпускника – бакалавр техники и технологии.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению “Биомедицинская инженерия” при очной форме обучения 4 года.


1.3. Квалификационная характеристика выпускника
Бакалавр по направлению подготовки “Биомедицинская инженерия” в соответствии с требованиями “Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих”, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98, №37 может занимать непосредственно после окончания вуза следующие должности: инженер; инженер-лаборант; инженер-электроник, инженер по ремонту, инженер по подготовке производства, инженер по комплектации оборудования; инженер по охране окружающей среды и прочие.
1.3.1. Область профессиональной деятельности

Биомедицинская инженерия относится к области техники и научных знаний, включающих в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на: участие в организации и проведении диагностических исследований и лечебных процедур с применением инструментальных и аппаратно-программных средств, в условиях медицинских организаций и учреждений различного профиля; обслуживание типового медицинского оборудования, аппаратов, систем и комплексов, а также технических средств биологических лабораторий; обработку биомедицинской информации, создание и эксплуатацию медицинских баз данных, использование современных пакетов прикладных программ информационной поддержки диагностического и лечебного процессов.



1.3.2. Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности бакалавра по направлению "Биомедицинская инженерия" являются приборы, системы, комплексы и основные медицинские технологии, а также методы исследований, лечебных воздействий, обработки информации в практическом здравоохранении и различных областях биомедицинских исследований.



1.3.3. Виды профессиональной деятельности

Бакалавр по направлению "Биомедицинская инженерия" в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

- экспериментально-исследовательская;

- ремонт и обслуживание;

- организационно- управленческая;

- производственно- технологическая.

Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.

1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности

Бакалавр по направлению “Биомедицинская инженерия” в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

а) экспериментально-исследовательская деятельность:

- участие в организации и проведении диагностических исследований, лечебных процедур (в том числе в процессе реабилитации в восстановительный период) и биологического эксперимента с применением инструментальных и аппаратно-программных средств;

- участие в разработке новых методов исследования состояния биологических объектов и управления этим состоянием, а также новых медицинских технологий с применением технических и компьютерных средств;

- обработку биомедицинской информации, создание и эксплуатацию медицинских баз данных, экспертных, мониторных систем, использование современных пакетов прикладных программ информационной поддержки диагностического и лечебного процессов;

- разработка планов, программ и методик проведения исследований и алгоритмов обработки результатов исследований;

- изучение специальной литературы и другой научно-технической информации по достижениям отечественной и зарубежной науки, техники и технологий в области медицинского приборостроения, методов исследования и лечебного воздействия на биообъекты.

б) ремонт и обслуживание:

- ремонт и обслуживание профессиональной и бытовой биомедицинской техники;

- поверка серийных образцов биомедицинской техники и технических средств после ремонта;

в) организационно- управленческая деятельность:

- организация эффективного использования материалов, компонентов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологического процесса;

- организация работы коллектива исполнителей;

г) производственно- технологическая деятельность:

- разработка технологий создания биомедицинской техники и организация ее производства;

- составление описаний методик использования медицинской техники, условий и инструкций по эксплуатации и другой нормативно-технической документации;

1.3.5. Квалификационные требования

Для решения профессиональных задач бакалавр

- применяет инструментальные средства, основанные на физических и физико-химических методах изучения характеристик биологических объектов, для диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний человека, биологических экспериментов;

- получает и обрабатывает биомедицинскую информацию, создает и эксплуатирует медицинские базы данных, экспертные, мониторные системы, использует современные пакеты прикладных программ информационной поддержки диагностического и лечебного процессов;

- участвует в разработке планов, программ и методик проведения исследований и алгоритмов обработки результатов исследований;

- изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию по достижениям отечественной и зарубежной науки, техники и технологий в области медицинского приборостроения, методов исследования и лечебного воздействия на биообъекты.

- осуществляет ремонт и обслуживание профессиональной и бытовой биомедицинской техники;

- проводит поверку серийных образцов биомедицинской техники и технических средств после ремонта;

- организует эффективное использование материалов, компонентов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологического процесса;

- осуществляет организацию работы коллектива исполнителей;

- разрабатывает технологии создания биомедицинской техники и организует ее производство;

- участвует в составлении описаний методик использования медицинской техники, условий и инструкций по эксплуатации и другой нормативно-технической документации.

Бакалавр должен знать:

- постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы, касающиеся области своей профессиональной деятельности;

- действующие стандарты и технические условия, положения и инструкции по эксплуатации оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации;

- технические характеристики и экономические показатели отечественных и зарубежных разработок в области медицинской техники;

- основные виды медицинской техники и принципы ее работы;

- средства вычислительной техники, коммуникации и связи;

- порядок пользования реферативными, периодическими и справочно-информационными изданиями по профилю работы;

- основы трудового законодательства;

- правила и нормы охраны труда.
1.3.6. Возможности профессиональной адаптации

Бакалавр по направлению “Биомедицинская инженерия” может адаптироваться к следующим видам профессиональной деятельности:

- монтажно-наладочные работы;

- эксплуатационное и сервисное обслуживание.


1.4. Возможность продолжения образования

Бакалавр подготовлен к продолжению образования:

- в магистратуре по направлению “Биомедицинская инженерия”;

- освоению в сокращенные сроки основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированных специалистов “Биомедицинская техника”.



2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

Биомедицинская инженерия”
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программу производственно-технологической практики.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - Общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл СД - Специальные дисциплины;

ФТД - Факультативы.


3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮБиомедицинская инженерия

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1802

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1262

ГСЭ.Ф.01


Иностранный язык:

лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, и научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.



340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура:

физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ее социально-биологические основы; основы здорового образа жизни студента; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.



408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история:

сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России как неотъемлемая часть истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; Византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв; социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра 1; Век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Хв; реформы и реформаторы в России; русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру; роль ХХ столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале ХХ в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 г.; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

(см.п.6.1.2.)

ГСЭ.Ф.04

Культурология:

структура и состав современного культурологического знания; культурология и история культуры; основные понятия культурологии: типология культур, этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; культура и глобальные проблемы современности.






ГСЭ.Ф.05

Политология:

объект, предмет и метод политической науки; функции политологии; политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика; политическая власть; политическая система: политические режимы, политические партии, электоральные системы; политические отношения и процессы; политические конфликты и способы их разрешения; политические технологии; политические организации и движения; политические элиты; политическое лидерство; мировая политика и международные отношения.






ГСЭ.Ф.06

Русский язык и культура речи:

стили современного русского литературного языка; языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности литературного языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; функциональные стили современного русского языка; взаимодействие функциональных стилей; научный стиль; специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности; официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка служебных документов; интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль инструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов; речевой этикет в документе; жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле; особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов; подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи; основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятливость, информативность и выразительность публичной речи; разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов; культура речи; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.






ГСЭ.Ф.07

Психология и педагогика:

психология: предмет, объект и методы психологии; психика, поведение и деятельность; основные функции психики; мозг и психика; структура психики; основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; эмоции и чувства; психическая регуляция поведения и деятельности; психология личности; педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.






ГСЭ.Ф.08

Правоведение:

государство и право; система российского права; конституция Российской Федерации – основной закон государства; понятие гражданского правоотношения; физические и юридические лица; право собственности; административные правонарушения и административная ответственность; уголовная ответственность за совершение преступлений; особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.






ГСЭ.Ф.09

Социология:

предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация; социальные движения; социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность; понятие социального статуса; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; место России в мировом сообществе; методы социологического исследования.






ГСЭ.Ф.10

Философия:

предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство , время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представление о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление, логика и язык; научное и вненаучное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.






ГСЭ.Ф.11

Экономика:

введение в экономическую теорию; блага; потребности, ресурсы; экономический выбор; экономические отношения; экономические системы; основные этапы развития экономической теории; методы экономической теории; микроэкономика; рынок; спрос и предложения; потребительские предпочтения и предельная полезность; факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос ; эффект дохода и эффект замещения; эластичность; предложение и его факторы; закон убывающей предельной производительности; эффект масштаба; виды издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип максимизации прибыли; предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; антимонопольное регулирование; спрос на факторы производства; рынок труда; спрос и предложение труда; заработная плата и занятость; рынок капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок земли; рента; общее равновесие и благосостояние; неравенство; внешние эффекты и общественные блага; роль государства; макроэкономика: национальная экономика как целое; кругооборот доходов и продуктов; ВВП и способы его измерения; национальный доход; располагаемый личный доход; индексы цен; безработица и ее формы; инфляция и ее виды; экономические циклы; макроскопическое равновесие; совокупный спрос и совокупное предложение; стабилизационная политика; равновесие на товарном рынке; потребление и сбережения; инвестиции; государственные расходы и налоги; эффект мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; деньги и их функции; равновесие на денежном рынке; денежный мультипликатор; банковская система; денежно-кредитная политика; экономический рост и развитие; международные экономические отношения; внешняя торговля и торговая политика; платежный баланс; валютный курс; особенности переходной экономики России; приватизация; формы собственности; предпринимательство; теневая экономика; рынок труда; распределение и доходы; преобразования в социальной сфере; структурные сдвиги в экономике; формирование открытой экономики.






ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,

устанавливаемые вузом


270

ЕН

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

2300

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

1840

ЕН.Ф.01

Математика:

аналитическая геометрия и линейная алгебра; последовательности и ряды; дифференциальное и интегральное исчисления, векторный анализ и элементы теории поля; гармонический анализ; дифференциальные уравнения; численные методы; основы вычислительного эксперимента; функции комплексного переменного; элементы функционального анализа; вероятности и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных; вариационное исчисление и оптимальное управление; уравнения математической физики.



700

ЕН.Ф.02

Информатика:

понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум.



200

ЕН.Ф.03

Физика:

физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, инерциальные и неинерциальные системы отсчета, кинематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов, основы релятивистской механики; физика колебаний и волн: гармонический и ангармонический осциллятор, свободные и вынужденные колебания, интерференция и дифракция волн; молекулярная физика и термодинамика: три начала термодинамики, термодинамические функции состояния, классическая и квантовая статистики, кинетические явления, порядок и беспорядок в природе; электричество и магнетизм: электростатика и магнитостатика в вакууме и веществе, электрический ток, уравнение непрерывности, уравнения Максвелла, электромагнитное поле, принцип относительности в электродинамике; оптика: отражение и преломление света, оптическое изображение, волновая оптика, принцип голографии, квантовая оптика, тепловое излучение, фотоны; атомная и ядерная физика: корпускулярно-волновой дуализм в микромире, принцип неопределенности, квантовые уравнения движения, строение атома, магнетизм микрочастиц, молекулярные спектры, электроны в кристаллах, атомное ядро, радиоактивность, элементарные частицы; современная физическая картина мира: иерархия структур материи, эволюция Вселенной, физическая картина мира как философская категория; физический практикум.



550

ЕН.Ф.04

Химия:

химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигомеры; химическая термодинамика и кинетика: энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные реакции; реакционная способность веществ: химия и периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, химическая связь, комплементарность; химическая идентификация: качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ; химический практикум.



120

ЕН.Ф.05

Экология:

биосфера: структура биосферы; экосистемы; всеобщая взаимосвязь процессов в биосфере; круговорот веществ и энергии в биосфере; учение В.И. Вернадского о биосфере; экологическая неразрывность процессов в живой и неживой природе; способность природных систем к самоочищению; экология и здоровье человека: общность задач охраны среды и охраны здоровья; факторы риска; формы взаимодействия общества с окружающей средой: использование сырьевых ресурсов и накопление побочных продуктов в биосфере; виды загрязнения окружающей среды; нормирование уровня загрязнений; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; система правил и норм по оценке качества среды; основы экономики природопользования: организационно-правовые основы природоохранной политики в России; роль общественных организаций; международное сотрудничество в области окружающей среды.



70

ЕН.Ф.06

Биология человека и животных:

понятие об организме как о живой биологической системе. принципы морфофункциональной организации живых систем: учение о клетках, органах и физиологических системах; наследственность и изменчивость; мутации; консерватизм наследственности; ткани в норме и при патологии; кровообращение: форменные элементы и плазма крови, кровообращение в норме и при патологии, лимфа и лимфообращение; физиологические характеристики работы сердца: строение и функции сердца, фазы сердечного цикла; тоны сердца и их происхождение; физиологические системы организма: сосуды, тонус сосудов и его регуляция; кровяное давление в различных сосудах; строение и функции органов пищеварения строение и функция органов дыхания; строение и функция почек; строение опорно-двигательного аппарата человека; основы нервно-мышечной физиологии; строение и функция нервной системы; мозг и высшая нервная деятельность; анализаторы как внешние рецепторные подсистемы организма, их устройство и функции; закономерности обмена веществ в организме и принципы его нейрогуморальной регуляции; источники и происхождение биологических сигналов как носителей информации о состоянии организма.



190

ЕН.Ф.07

Биофизика:

биофизические процессы в организме; молекулярная биофизика: белковые молекулы; структуры белка; нуклеиновые кислоты; биосинтез белка; физические свойства клеток: функции клеток и клеточных структур; клеточные мембраны; мембранный транспорт веществ; пассивные электрические свойства биотканей: электрическое сопротивление клеток, нервного волокна, явление поляризации; активные биоэлектрические явления: механизмы возникновения биоэлектрических потенциалов; распространение нервного импульса; термодинамика процессов жизнедеятельности; теплообразование и механизмы регуляции температуры в живых системах; биофизика мышечного сокращения; биофизика органов чувств: зрительный и слуховой анализаторы; рецепция запаха и вкуса; тактильный анализатор; электрорецепторы; кодирование информации в органах чувств; биофизика сложных систем: кровообращения, дыхания и других.



170

ЕН.Ф.08

Биохимия:

основы органической химии; биохимические процессы в организме; метаболическая система организма, биохимический цикл; строение, свойства и обмен белков, жиров и углеводов; водно-солевой обмен; дыхание; транспорт кислорода и особенности гемоглобина; дыхательный цикл Крепса; окислительные процессы; витамины; общие закономерности обмена веществ в организме; гормоны и ферменты; управление биохимическими процессами в организме; принципы нейрогуморальной регуляции.



100

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

100

ЕН.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

100

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины направления

2020

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

1680

ОПД.Ф.01

ОПД.Ф.01.01

Начертательная геометрия. Инженерная графика

Инженерная и компьютерная графика:

элементы начертательной геометрии: задание точки, прямой, плоскости и многогранников на комплексном чертеже Монса, позиционные и метрические задачи, способы преобразования чертежа, многогранники; инженерная графика: конструкторская документация, оформление чертежей, изображения, надписи и обозначения, аксонометрические проекции деталей, изображения и обозначения элементов деталей, рабочие чертежи и эскизы деталей, изображения сборочных единиц, сборочные чертежи деталей; понятие о компьютерной графике: геометрическое моделирование и его задачи, графические объекты, примитивы и их атрибуты, применение интерактивных графических систем для выполнения и редактирования изображений и чертежей, решение задач геометрического моделирования.

100


ОПД.Ф.02.

ОПД.Ф.02.01.

Механика

Прикладная механика (сопротивление материалов, теория механизмов и машин, детали машин и основы конструирования):

машины и механизмы, структурный, кинематический, динамический и силовой анализ; синтез механизмов; особенности проектирования изделий; виды изделий, требования к ним, стадии разработки; принципы инженерных расчетов; расчетные модели геометрической формы, материала и предельного состояния, типовые элементы изделий; напряженное состояние детали и элементарного объема материала; механические свойства конструкционных материалов; расчет несущей способности типовых элементов; сопряжения деталей; технические изменения, допуски и посадки, размерные цепи; механические передачи трением и зацеплением; валы и оси, соединения вал-втулка; опоры скольжения и качения; уплотнительные устройства; упругие элементы; муфты; резьбовые, заклепочные, сварные, паяные, клеевые соединения деталей; корпусные детали.

100


ОПД.Ф.03
ОПД.Ф.03.01

Материаловедение. Технология конструкционных материалов

Материаловедение:

строение металлов, диффузионные процессы в металле, формирование структуры металлов и сплавов при кристаллизации, пластическая деформация, влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла, механические свойства металлов и сплавов; конструкционные металлы и сплавы; теория и технология термической обработки стали; химико-термическая обработка; жаропрочные, износостойкие, инструментальные и штамповочные сплавы; материалы для биологических применений; основные физико-химические свойства конструкционных материалов для применений в биологии и медицине; материалы для искусственных сосудов, клапанов сердца, суставных и других протезов; проблема совместимости биологических и технических материалов; методика работы со справочной литературой по материаловедению.


110


ОПД.Ф.04

ОПД.Ф.04.01

ОПД.Ф.04.02

Электротехника и электроника

Общая электротехника:

электрические и магнитные цепи; основные определения, топологические параметры и методы расчета электрических цепей; анализ и расчет линейных цепей переменного тока; анализ и расчет электрических цепей с нелинейными элементами; анализ и расчет магнитных цепей; электромагнитные устройства и электрические машины; трансформаторы; машины постоянного тока; асинхронные и синхронные машины; расчет переходных процессов во временной области; трехфазные цепи; многополюсные цепи; преобразование Лапласа для анализа цепей; передаточная функция и ее связь с дифференциальным уравнением, импульсной и частотной характеристиками; электрические сигналы и способы их математического описания; электрические измерения и приборы.

Электроника и микропроцессорная техника:

характеристики и параметры полупроводниковых приборов; базовые элементы аналоговых и цифровых устройств; операционные усилители; микропроцессорные наборы; усилители постоянного и переменного тока, дифференциальные каскады; усилители мощности; преобразовательные цепи и устройства; активные фильтры; генераторы; цифровые схемы: схемотехника запоминающих устройств; аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи; методы автоматизации схемотехнического проектирования электронных устройств; принципы построения цифровых вычислительных устройств; понятия микропроцессора, контроллера, микро-ЭВМ и ПВМ; классификация микропроцессоров; типовой состав микропроцессорного комплекта; техника ввода-вывода; разработка программного обеспечения микропроцессорных систем; принципы построения измерительных приборов и систем с микропроцессорным управлением.

150


200

ОПД.Ф.05


Метрология, стандартизация и сертификация:

теоретические основы метрологии; основные понятия и определения: измерения, физическая величина, единство измерений; результат измерения, средства измерений; взаимодействие объекта и средства измерений; характеристики средств измерений; статические и динамические измерения физических величин; обработка и представление результатов измерений; источники ошибок медико-биологических исследований: биологический объект; преобразование физиологических процессов и медико-биологических параметров в физические процессы и параметры, устройства съема биомедицинской информации; устройства первичной обработки; формирователи симптомокомплекса и диагностического заключения; погрешности измерений: методические, инструментальные, статические, динамические, аддитивные, мультипликативные и нелинейные; оценка погрешностей при детерминированном и вероятностном подходах; нормирование метрологических характеристик; стандартизация измерений: роль стандартизации измерений в науке и технике, показатели стандартов; эталоны и образцовые средства измерений; национальная и международная стандартизация; исторические основы развития стандартизации и сертификации; сертификация, ее роль в повышении качества продукции и развитие на международном, региональном и национальном уровнях; правовые основы стандартизации; международная организация по стандартизации (ИСО); основные положения государственной системы стандартизации ГОС; научная база стандартизации; определение оптимального уровня унификации и стандартизации; государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов; основные цели и объекты сертификации; термины и определения в области сертификации; качество продукции и защита потребителя; схемы и системы сертификации медицинской техники; условия осуществления сертификации; обязательная и добровольная сертификация; правила и порядок проведения сертификации; органы по сертификации и испытательные лаборатории медицинской техники; аккредитация органов по сертификации и испытательных (измерительных) лабораторий; сертификация услуг; сертификация систем качества.



120

ОПД.Ф.06

Безопасность жизнедеятельности:

человек и среда обитания; характерные состояния системы “человек - среда обитания”; основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере; критерии комфортности; негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду; критерии безопасности; опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей; средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем; безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств; безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление безопасностью жизнедеятельности; правовые и нормативно-технические основы управления; системы контроля требований безопасности и экологичности; профессиональный отбор операторов технических систем; экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности; международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.



100

ОПД.Ф.07

Моделирование биологических процессов и систем:

теория моделирования: основные понятия классификация видов моделирования; имитационные модели; математические методы моделирования; планирование имитацонных экспериментов с моделями; формализация и алгоритмизация процессов; концептуальные модели; логическая структура моделей; построение моделирующих алгоритмов: статистическое моделирование на ЭВМ; оценка точности и достоверности результатов моделирования; инструментальные средства; математические методы моделирования; языки моделирования; анализ и интерпретация результатов моделирования на ЭВМ; моделирование технических и методических систем; моделирование процессов; моделирование в биологии и медицине: биологический объект моделирования; свойства модели биопроцесса и биосистемы; примеры моделей биологических процессов и систем; планирование эксперимента и принятие решений: экспериментально-статистическое моделирование; методология математического планирования исследовательского эксперимента; идентификация систем; планирование многофакторных экспериментов; полиномиальные модели, их расчет; критерии оптимальности планов; планирование эксперимента в задачах оптимизации; эксперименты с симплекс-плани-рованием; машинные эксперименты с моделями.



100

ОПД.Ф.08

Технические методы диагностических исследований и лечебных воздействий:

характеристика биологических систем и системы методов диагностических исследований и лечебных воздействий; роль измерения в медико-биологической практике; источники погрешностей; методические погрешности; методы диагностических исследований; пассивные методы; исследование механических проявлений, электрических свойств органов и тканей, биоэлектрических потенциалов; методы регистрации магнитных полей, излучаемых биообъектом; фотометрические методы исследования; исследование процессов теплопродукции и теплообмена; активные методы исследования: биологическая интроскопия, измерения расхода и объемной скорости кровотока; методы функциональных исследований; аналитические исследования: биопробы как объекты лабораторного анализа; физико-механические, физико-химические и атомно-физические методы исследования; лечебные факторы физической природы: виды физических полей и их основные характеристики; механизмы лечебного воздействия на биологические объекты механического, электромагнитного, акустического, теплового и других полей, ионизирующих излучений, экспозиция воздействия, вторичные эффекты и способы борьбы с ними.



140

ОПД.Ф.09

Управление в биологических и медицинских системах:

основные понятия теории автоматического управления; управление и информатика; анализ линейных систем автоматического управления; математические модели систем управления; формы представления моделей; многосвязные и многомерные системы; многоуровневые иерархические системы управления; анализ устойчивости и оценка качества систем управления, инвариантность и чувствительность систем управления; управляемость и наблюдаемость; оптимальные системы управления; нестационарные системы управления и их математические модели; цифровые системы управления; системы управления при случайных воздействиях; математическое описание и анализ процессов управления в организме; управление в биотехнических системах: описание биологического звена; автоматизация процессов управления в здравоохранении; оптимизация управляющих решений в АСУ методами линейного программирования; оптимизация управляющих решений в АСУ методами динамического программирования и теории игр.



100

ОПД.Ф.10

Методы обработки биомедицинских сигналов и данных:

классификация, источники и характеристики данных; общая характеристика и модели экспериментальных данных и сигналов, числовых массивов, изображений; обработка и анализ сигналов: амплитудный и частотный анализ; корреляционный и спектральный анализ сигналов; временные ряды и теория марковских цепей; анализ числовых данных: геометрическая модель данных; выделение однородных групп данных; задачи идентификации и распознавания образа; статистические методы анализа данных; непараметрические методы анализа; классификация многомерных наблюдений: методы построения разделяющих функций в задачах классификации; методы исследования взаимозависимости многомерных данных; методы снижения размерности пространства описаний; выбор альтернатив при анализе данных информации; основы анализа биомедицинских изображений: типы изображений и способы их описания; методы предварительной обработки; фильтрация; алгоритмы измерения параметров изображений; интерактивный режим обработки изображений. Вычислительные системы анализа данных; интерфейсы измерительных систем и комплексов; принципы построения систем отображения информации.



100

ОПД.Ф.11

Медицинские приборы, аппараты, системы и комплексы:

технические средства в системе здравоохранения; техническое обеспечение лечебно-диагностического процесса; классификация медицинских электронных приборов, аппаратов, и систем; диагностические приборы и системы: организация диагностических исследований; приборы и системы для регистрации и анализа медико-биологических показателей и физиологических процессов, характеризующих различные проявления жизнедеятельности (электрические, акустические тепловые, механические); приборы и системы для оценки физических и физико-химических свойств биологических объектов; диагностические комплексы и системы; приборы биологической интроскопии; компьютерные томографы и ангиографические системы; системы для психофизических, психофизиологических и психологических исследований; терапевтические аппараты и системы: лечебные воздействия физических полей; классификация методов и средств для терапии; аппараты и системы для воздействий электрическим током различной частоты и ионизирующими излучениями (СВЧ-полем, рентгеновским, радиоизотопным), ультразвуковые терапевтические аппараты; средства лазерной терапии; биостимуляторы; аппараты для анальгезии; электронные ингаляторы; аппараты для воздействия на биологически активные точки; хирургическая техника: применение физических полей для разрушения биологических тканей; лазерный и ультразвуковой "скальпели"; аппараты для поддержки кровообращения, наркозно-дыхательная аппаратура; технические средства для микрохирургии; технические средства реабилитации и восстановления утраченные функций: искусственные органы; имплантируемые биостимуляторы; биопротезы конечностей; технические средства для физкультурно-оздоровительных комплексов; приборы и комплексы для лабораторного анализа: организация лабораторной службы; принципы технического оснащения средствами лабораторного анализа; технологические схемы экспериментов; анализаторы биопроб: физико-механические, физико-химические и атомно-физические; аппаратные методы иммунологических исследований; аналитическая аппаратура в лабораториях санитарно-эпидемиологических станций; автоматизация лабораторных медицинских исследований.



200

ОПД.Ф.12

Системный анализ и принятие решений:

системный анализ и системный синтез; основные этапы системного анализа; системы-объекты и системы-процессы; классификация и описания систем; системные аспекты управления, системообразующий фактор; закон управления и алгоритм управления; гомеостазис; принципы адаптации и самоорганизации; функциональные характеристики сложных систем; биологический организм с позиций системного анализа: принципы и уровни организации биологических систем; примеры функциональных систем гомеостатического типа; особенности биологического объекта как объекта исследований.



80

ÎÏÄ.Ô.13

Организация научных исследований:

объекты, предметы и цели научных исследований; новизна, актуальность, достоверность и практическая значимость научной работы; методы подбора и организации научного материала, организация творческой деятельности при работе над статьями и докладами; методология планирования эксперимента, основные задачи, понятия и этапы реализации; практическое использование и внедрение результатов научных исследований в медико-биологическую практику; особенности проведения медико-биологических экспериментов; роль вычислительной техники и различных видов математического моделирования в научных исследованиях в области биомедицинской инженерии.



80

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

170

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,

устанавливаемые вузом

170

СД

Специальные дисциплины

772

ФТД.00

Факультативы

450

ФТД.01

Военная подготовка

450

Всего часов теоретического обучения 7344
  1   2