Скачать 395.25 Kb.
страница1/2
Дата06.02.2018
Размер395.25 Kb.

1. Консультирование широко распространенный и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и


  1   2

1. Консультирование - широко распространенный и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий.

Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе.



2. Типы консультирования по профессиональным областям

1. По социальным вопросам 1:

- специалисты Центров помощи семье и детям

- специалисты учреждений и организаций социальной защиты населения

-специалисты социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних

- специалисты социальных приютов для детей

- специалисты центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей,

2. По социально-правовым вопросам:

- специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (

КДНиЗП)

- специалисты по охране прав несовершеннолетних муниципальных региональных образований

- специалисты правоохранительных учреждений

- специалисты правозащитных ведомств, организаций и учреждений

- специалисты муниципалитетов и региональных

- специалисты общественных и негосударственных организаций

- специалисты бюро актов гражданского состояния (ЗАГС)

3. По социально-педагогическим вопросам

- учителя и преподаватели учебных дисциплин

- социальные педагоги дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования

- классные воспитатели

4. По социально-медицинским вопросам:

- медицинские работники образовательных учреждений

- медицинские работники центров планирования и репродукции семьи и женских консультаций

- специалисты учреждений здравоохранения

5. По социально-психологическим и психологическим вопросам:

- психологи образовательных учреждений

- психологи центров помощи семье и ребенку

- психологи реабилитационных центров и детских приютов

- психологи производственных предприятий и учреждений и т.д.


3. Предмет СПК:

- в сфере жизнеобеспечения;

- в сфере организации быта;

- в сфере семейного здоровья;

- в сфере духовного и морального здоровья;



- в сфере воспитания детей;

- в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи.

3. Предметом социально-педагогического консультирования являются:

- в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.;

- в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;

- в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;

- в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.;

- в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т.п.;

- в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений.

В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании консультант, социальный педагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.
4. Консультативная психология - раз­дел современной науки, направленный на изучение структуры и закономерностей процесса психологического консульти­рования.

Консультирование: семейное, психоло­гическое

семейное консультирование - по вопросам супружеских и детско-родительских отношений

психоло­гическое консультирование: работа с супружескими па­рами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся, вступающим в брак и т.д..

4. Классификационные критерии СК и ПК.

1. По возрасту - согласно возрастной периодизации, принятой в России:

- младенчество (от рождения до 1 года).

- преддошкольное детство (1-3 года).

- дошкольное детство (3-6 лет).

- младший школьный возраст (6-10 лет).

- подростковый возраст (10-15 лет).

- юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет); второй период (17-21 год).

- зрелый возраст: первый период (21-35 лет); второй период (35-60 лет).

- пожилой возраст (60—75 лет).

- старческий возраст (75—90 лет).

- долгожители (90 лет и старше).

2. По классификации консультативного процесса - пространство, пространственная организация консультации:

- контактное (очное;

- дистантное консультирование (заочное) - телефонное и письменное

3. Индивидуальное или групповое консультирование (с двумя и более клиентами)

4. По основной сфере приложения: школьное консультирование, профессиональное, семейное и супружеское, ориентированное на конкретные проблемы личности и т. д.
4. Классификационные критерии семейного и психологического консультировании подразделяются по возрасту клиента, классификации процесса, виду, основной сфере приложения.

1. По возрасту - согласно возрастной периодизации, принятой в России:

- младенчество (от рождения до 1 года).

- преддошкольное детство (1-3 года).

- дошкольное детство (3-6 лет).

- младший школьный возраст (6-10 лет).

- подростковый возраст (10-15 лет).

- юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет); второй период (17-21 год).

- зрелый возраст: первый период (21-35 лет); второй период (35-60 лет).

- пожилой возраст (60—75 лет).

- старческий возраст (75—90 лет).

- долгожители (90 лет и старше).

2. По классификации консультативного процесса - пространство, пространственная организация консультации:

- контактное (очное;

- дистантное консультирование (заочное) - телефонное и письменное

3. Индивидуальное или групповое консультирование (с двумя и более клиентами)

4. По основной сфере приложения: школьное консультирование, профессиональное, семейное и супружеское, ориентированное на конкретные проблемы личности и т. д.
5. Основные типы проблемных вопросов: детско-родительские взаимоотношения; супружеские и семейные отношения; школьные проблемы; проблемы на работе; взаимоотношения с друзьями; духовные проблемы; выбор жизненного пути; проблемы общения; одиночество; финансово-бытовые проблемы; сексуальные проблемы; соматическое здоровье; психические заболевания; эмоциональные расстройства; наркотическая зависимость.

6. Типы клиентов и их ориентации (В.В. Столин):

- деловая ориентация: адекватная и неадекватная

- рентная ориентация: «обаятельный рантье» и «требовательный рантье»

- игровая ориентация

Необходимость психотерапии - устойчивость (крайняя ригидность, жестокость) рентных и игровых ориентаций


6. Типы клиентов и их ориентации (В.В. Столин):

- деловая ориентация:

а) адекватная —искренняя заинтересованность в решении проблемы («Вы сделаете все возможное...» и «Я сам готов сделать все, что вы мне скажете»);

б) неадекватная —преувеличение возможности консультанта («Я уверен, что только вы могли бы мне помочь... Вы — маг...»).

- рентная ориентация:

а) «обаятельный рантье» - клиент считает, что его откровенность, его страдания, его обаяние и доверие к консультанту — это тот капитал, на который он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта («Ну, теперь вы все знаете — и скажете мне, что делать дальше»);

б) «требовательный рантье» — клиент хочет получить процент уже с самой позиции посетителя консультации («Ну вот, теперь вы все знаете и теперь это ваша забота - вам за это деньги платят»).

- игровая ориентация – «Посмотрим, такой ли вы специалист...».

Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые «экзаменационные вопросы». В другом случае клиент всячески усиливает безнадежность своей проблемы, хотя реально ее не существует («Вы согласны, что решения нет?»). Если консультант предложит какое-либо решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не сообщенной, и добавляет: «Разве можно выдвигать столь необдуманные предложения?» Если консультант подтвердит отсутствие решения, клиент тут же предложит: «Вот видите, и мы не лыком шиты и разбираемся в жизни получше вас»2. Только адекватная деловая ориентация клиента может привести к успеху консультации. Устойчивость (крайняя ригидность, жестокость) рентных и игровых ориентаций является показателем того, что клиент нуждается не в консультировании, а в психотерапии.

7. Классификации клиентов (Н.Н. Обозов)

По характеру запроса на психологическую помощь.

1.Не уверенный в себе клиент

2.Уверенный в себе клиент

3. Клиент все знающий и доверяющий только себе

4. Клиенты с потребностью выговориться, ищущий сочувст­вия, «отдушину»

По особенностям восприятия психических явлений:

1.Рационалистичный, реалистичный, прагматически ори­ентированный

2.Интуитивно ориентированный, эмоционально-утончен­ный, эстетизированный

«Трудные» клиенты (Е.Г. Бельская): «Это не моя проблема», «Я сомневаюсь в вашей компетентности», «Это безнадежно, здесь ничего нельзя изменить»


7. Классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними консультанта выявлены Н.Н. Обозовым3: по характеру запроса на психологическую помощь; по особенностям восприятия психических явлений; по способу работы со своими проблемами; в зависимости от пола клиента.

По характеру запроса на психологическую помощь выделяются следующие типы клиентов: не уверенный и наоборот - уверенный в себе клиент, клиент все знающий и доверяющий только себе, клиент с потребностью выговориться, ищущий сочувст­вия, «отдушину».

1.Не уверенный в себе клиент - много размышляет над си­туацией, много взвешивает, но никак не может принять реше­ние, избавиться от сомнений. Цель обращения к психологу - снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения. Для таких людей принятие решений - сложный процесс, они не уверены в себе.

2.Уверенный в себе клиент - обращается для подтвержде­ния правильности своего уже готового понимания затрудни­тельного положения. От психолога ему нужна информация, подтверждающая уже готовую, сложившуюся у него точку зре­ния. Обращение к психологу и характер за­проса отражают сложившийся компромисс между сторонами внутреннего конфликта. По отношению к такому клиенту психологу-консультанту следует принять на себя роль ведо­мого, который только подсказками, предположениями помо­гает разобраться в ситуации.

3. Клиент все знающий и доверяющий только себе все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте; неглуп, но проблема в ха­рактере, склонен запускать свои проблемы. Таким людям в силу их резонерских особенностей нелегко бывает найти себе партнеров по общению в реальной жизни. Попытка най­ти собеседника зачастую приводит их в консультацию. Доб­рожелательное участие по отношению к клиентам этого типа и игнорирование тех особенностей, которые обычно отталкивают окружающих от этих людей, создает благо­приятные возможности для смягчения ярко выраженных негативных черт характера.

4. Клиенты с потребностью выговориться, ищущий сочувст­вия, «отдушину» - часто это люди с не­легкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые и страдаю­щие вследствие своей доброты. Советы по отношению к та­ким людям не обязательны, они могут даже оттолкнуть их, испугать тем, что с ними не просто говорят, как с людьми, а начинают «оказывать им психологическую помощь». Пере­ходить к оказанию этой помощи можно только в случае спе­циального запроса. Главное, в чем нуждаются клиенты подоб­ного типа - любовь, принятие, сочувствие. Но главное – слушание, это бывает не всегда легко, поскольку общение с таким клиентом легко принимает структуру, свойствен­ную естественному разговору и психологу-консультанту хочется «вставить свое слово», поделиться и сво­им мнением. Нельзя утверждать, что этого делать нельзя, но надо следить, чтобы больше говорил клиент. Если клиент активен, говорит, не следует его перебивать. При консульти­ровании на телефоне доверия в эту группу попадают многочис­ленные инвалиды - люди, которые подчас годами не могут по­кинуть свою комнату. Общение с ними может быть очень интересным и обогатить психолога-консультанта. Они имеют уникальную возможность много читать, следить за различного рода информацией, поступающей по каналам радио, телевиде­ния, чего большинство людей, вынужденных зарабатывать, лишены. Они с готовностью откликаются на просьбы консуль­танта отслеживать для него необходимую информацию.
По особенностям восприятия психических явлений среди клиентов можно выделить следующие типы:

1.Рационалистичный, реалистичный, прагматически ори­ентированный клиент стремится к точному знанию информа­ции о себе и окружающих. Обратной стороной такого стремле­ния является то, что он склонен недооценивать, игнорировать все, что касается душевной жизни человека, что трудно подда­ется объективации, рациональному анализу. Эти стороны дей­ствительности как бы дезорганизуют сложившийся склад лич­ности такого человека, поэтому относиться необходимо к ним скептически, как бы не замечать их, защи­щаться от них. Такого клиента интересуют количественные ха­рактеристики личности, факты, полученные в результате стро­гих научных экспериментов. Он особенно склонен доверять результатам высоко стандартизированных тестовых методик (таких, как MMPI, опросник «16 личностных факторов» Рай­монда Кэттелла). Его интересует не то, что говорит в данный мо­мент консультант, а на основании чего он это говорит. Все это необходимо учитывать в работе с таким клиентом, чтобы избе­жать негативного отношения к консультированию.

2. Интуитивно ориентированный, эмоционально-утончен­ный, эстетизированный клиент считает личность уникаль­ным, таинственным образованием. Его привлекают качествен­ные, образные, художественные характеристики личности и ее жизненного пути, интересуют глубинные механизмы психики, подсознательная природа человека. Обратной стороной лично­стной ориентации на интуитивное познание является непри­ятие рационального. Рациональное, объективное, полученное в ходе строгих научных экспериментов знание представляется такому человеку поверхностным, ограниченным, неуклюжим, неглубоким, малополезным и малоинтересным. Склонен дове­рять информации, полученной с помощью методик, более ори­ентированных на качественный анализ - тест Германа Роршаха, восьмицветный тест Люшера. Такой клиент оценивает то, что говорит консультант, прислушиваясь к своему внутренне­му голосу и как бы взвешивая на своих глубинных внутренних весах, что близко к истине, а что нет.
8. По способу поведения :

1. Клиент, который в ситуации затруднения стремится пе­рестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане.

2. Клиент, который в ситуации затруднения стремится соз­давать многообразные субъективно- личностные версии, при­званные сохранить хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей.
8. По способу поведения можно выделить следующие типы клиентов:

1. Клиент, который в ситуации затруднения стремится пе­рестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане. Это наи­более желательный для психологов-консультантов тип клиен­тов.

2. Клиент, который в ситуации затруднения стремится соз­давать многообразные субъективно- личностные версии, при­званные сохранить хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей. Версии неуспешности чаще всего связываются с внешними обстоятельствами либо с низкой личной заинтере­сованностью в данном виде деятельности. Например, студент, не сдавший как следует экзамены и отчисленный из вуза, мо­жет объяснять это невозможностью для него учиться вследст­вие необходимости зарабатывать деньги или же тем, что про­филь вуза не соответствовал его интересам. Недовольство собой, порождаемое низкой самооценкой, может усложнять субъективно- личностную версию. Можно говорить о различных приемах работы с клиентами этого типа. Создание субъектив­но-личностных версий - единственный известный такому че­ловеку способ справиться с ситуацией. В этом случае целесо­образно принять версию клиента, солидаризироваться с ним. Затем можно, напри­мер, использовать прием самораскрытия: рассказать о своем подобном опыте, о том, что чувствовал тогда, о том, как уда­лось разрешить трудности. Можно привести не свой, а про­сто известный психологу-консультанту опыт. Это должно обогатить клиента навыками конструктивного поведения в ситуации. В более тяжелых случаях требуется психотера­пия.
9. Влияние пола на процесс консультирования (Н.Н. Обозов): Женщины сопереживание, сочувствие отзывчивость, чуткость.

Мужчины - серьезность, внимательность, чувство долга.

Женщине-консультанту при работе с мужчиной можно ре­комендовать более ориентироваться на рабочий стиль отноше­ний, на подачу информации, на когнитивный анализ ситуа­ции. Мужчине-консультанту при работе с женщиной следует стре­миться к большему сопереживанию, сочувствию, проявлению эмпатии. Н.Н. Обозов приводит сведения, согласно которым большая часть проблем у мужчин формируется в сфере их дея­тельности, у женщин - в семейно-брачных отношениях.


10. Влияние особенностей телосложения клиента на процесс консультирования:

Лица с атлетическим телосложением

Лица с астеническим телосложением.

Женщины с пикническим телосложением

10. Влияние особенностей телосложения клиента на процесс консультирования:

Лица с атлетическим телосложением обычно стремятся до­минировать в общении и отношениях. Их шумное и самоуве­ренное поведение либо подавляет других, либо вызывает агрес­сивность со стороны таких же, как они. Все это может создавать проблемы в личной жизни и деловых контактах.

Лица с астеническим телосложением чаще имеют затрудне­ния в общественных и межличностных контактах за счет сво­его концентрированного, скрытого, субъективного мышления, своей интравертированности. Это, как правило, люди с высо­ким уровнем развития самосознания, интеллекта, непохожие на большинство. Отсюда и возникают их трудности в личной и деловой жизни. Во-первых, они могут быть малопонятны для большинства окружающих. Во-вторых, они нетипичны, уни­кальны, поэтому им труднее найти путь к другому человеку. В психологическом консультировании (как, впрочем, и в жизни) с людьми астенического телосложения нужно быть предельно предупредительными. Межличностную дистанцию и доверительность общения они предпочитают регулировать сами, поэтому вопросы им следует задавать очень осторожно.

Женщины с пикническим телосложением с проблемами своей личной жизни справляются проще и сами, так как лег­кость в обращении и внешне выражаемые чувства упрощают отношения с другими людьми.
11. Позиции психолога-консультанта в зависимости от типа клиента

(Н.В. Самоукина):

1. Психолог- «нейтральный советчик»

2. Психолог-«программист»

3. Психолог-«слушатель».

4. Психолог-«зеркало»

5. Психолог-«катализатор»

«зеркало» + «программист» = эмоции преобладают над доводами разума.



11. Позиции психолога-консультанта в зависимости от типа клиента

(Н.В. Самоукина) выделила и описала пять приемлемых позиций психолога-консультанта в консультативном диалоге примени­тельно к различным типам клиентов:

1. Психолог- «нейтральный советчик» выслушивает, задает вопросы, высказывает советы или рекомендации. Позиции «нейтраль­ный советчик» или «программист» подойдут для случаев, ко­гда в роли клиента выступает умный, сильный, интеллигент­ный человек.

2. Психолог-«программист» разрабатывает про­грамму для клиента: «Что делать», «Как делать», «Когда де­лать», например режим жизни школьника.

3. Психолог-«слушатель» в результате «разговора с хоро­шим и умным человеком» клиент получает облегчение, удовле­творение и, успокоившись, самостоятельно находит решение собственной проблемы. Позиция психолог-«слушатель» подойдет для человека, взволнованного или опечаленного какими-либо внезапно слу­чившимися событиями.

4. Психолог-«зеркало» объясняет, что объек­тивно происходит, рисует для клиента объективное отраже­ние события, помогает понять его роль в этих событиях, а так­же позиции людей, связанных с ним и влияющих на него. В результате клиент понимает, что с ним происходит, к нему приходит успокоение и способность к принятию решения, к действию.

5. Психолог-«катализатор» для людей, которые все пони­мают, но ничего не делают, принимают на себя роль неудач­ников. Необходимо создать толчок к активации отношения к ситуации, к началу деятельного включения в разворачи­вающиеся события его собственной жизни, например, через укрепление его уверенности в себе, в его «добрых силах», его способности к управлению событиями своей личной жизни, ожиданию желаемого положительного результата. Позиция психолог-«катализатор» по­дойдет для нерешительных или ригидных клиентов.

Позиции «зеркало» и «программист» более подойдут для человека, у которого эмоции обычно преобладают над доводами разума.

Е.Г. Бельская выделила и описала особый тип клиентов, которых она назвала «трудными» клиентами. «Трудные» клиенты имеют склонность на вербальном (сло­весном) уровне соглашаться с вышеуказанными предпосылка­ми, а на метакоммуникационном уровне они отвергают хотя бы одну из них. Выделяет в метакоммуника­ционном уровне коммуникации три воз­можных типа отрицания предпосылок нормальных консульта­тивных отношений: «Это не моя проблема», «Я сомневаюсь в вашей компетентности», «Это безнадежно, здесь ничего нельзя изменить»

12. Основные методики и технологии в работе с семьёй
Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение)- способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

В СК.


Метод экспертных оценок

Метод «дельфи»

Метод научного познания

Метод тестовых ситуаций

Метод экспертных оценок
12. В СК.

Метод экспертных оценок - комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений с привлечением самих клиентов.

Метод «дельфи» - метод мозгового штурма, мозговой атаки - это метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе «мозговой атаки», которая проводится группой специалистов и отбора лучшего решения, исходя из экспертных оценок; используется для экспертного прогнозирования тем организации системы сбора и математической обработки экспертных оценок в решении семейно-брачных и детско-родительских отношений.

Метод научного познания - способ добывания, выявления достоверных, убедительных фактов о реальной действительности знаний о существующих между явлениями связях и зависимости о закономерных тенденциях их развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки.

Метод тестовых ситуаций - метод, с помощью которого консультант создает специальные условия, в которых каждый из участников консультирования проявляется наиболее отчетливо; это один из методов мониторинга. Метод активно используется в добрачном консультировании, подготовке молодежи к семейной жизни.

Метод экспертных оценок - комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений с привлечением самих клиентов.
13. Методика (от греч. methodike – часть грамматики, описывающая правила речи) – способ достижения определенной цели, совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы:

а) как синоним техники реализации метода

б) как выработанный способ деятельности: достижение конкретной цели, педагогической технологии: методика формирования семейной привычки, методика обучения письму, методика развития речи, методика организации семейного досуга, практики студентов и т.д.

в) как особенность педагогической деятельности - частная методика преподавания;

г) как учение о методах воспитания: общая или частная
13. Методика (от греч. methodike – часть грамматики, описывающая правила речи) – способ достижения определенной цели, совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приемы обучения определенному учебному предмету (осуществления воспитательной деятельности). Понятие «Методика» рассматривается достаточно широко:

а) как технические приемы реализации определенного метода, конкретное воплощение метода. В данном понимании иногда методика рассматривается как синоним техники реализации метода;

б) как выработанный способ деятельности, на основе которого реализуется достижение конкретной цели, методика реализации определенной педагогической технологии. В этом случае под методикой понимается последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, направленных на достижение определенной цели (обучения или воспитания). Например: методика формирования семейной привычки, методика обучения письму, методика развития речи, методика организации семейного досуга, практики студентов и т.д.;

в) как особенности педагогической деятельности в процессе преподавания учебной дисциплины, включающие рекомендации по изучению отдельных разделов, тем, проведению различных видов Учебных занятий, — частная методика преподавания;

г) как учение о методах воспитания; может быть общей, если имеются в виду общие методы, присущие всем направлениям воспитания (умственному, физическому и пр.), или частной, если речь идет о методах, применяемых в каком-либо определенном аспекте воспитания.
14. Исследовательские подходы в семейной диагностике.

1. Диагностика супружеских отношений А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой - сбор информации о супружеской диаде:

- Методики сбора внутрисемейной информации включает 9 интегральных характеристик:

- Социально-экономическая и демографическая характеристика СП:

- Добрачные отношения

- Микроокружение семьи

- Стадии супружества по жизненным циклам семьи.

- Оценка уровня благополучия отношений по информации: удовлетворенность браком – В.В. Столина, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко; Т.М. Трапезниковой

- Оценка отдельных феноменов супружеских отношений: взаимопонимание и его адеквактность, взаимоуважение и эмоциональное принятие (А.Н. Волковой), уровень конфликтности (Г. Лера), семейно-ролевая согласованность

- Изучение семейного досуга, интересов и ценностей через методику «Ценностные ориентации», опросников «Интересы» и «Условия семейного благополучия» (Т.М. Трапезниковой)

2. Психограмма супружества: анализ всех данных – заключение.

3.Диагноз семьи: зоны конфликта в супружестве и степень его развития в каждой из зон, степень личной несовместимости, дефицит взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни, тенденции развития отношений в паре и общий их прогноз.

4. Рекомендации психолого-педагогической помощи (коррекции) и предоставляется супругам.
14. Исследовательские подходы в семейной диагностике.

Методика диагностики супружеских отношений А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой 4предназначенная для сбора информации о супружеской диаде:

- Методики сбора внутрисемейной информации включает 9 интегральных характеристик, суть которых – выявить показания и противопоказания по благополучию супружества.

-Социально-экономическая и демографическая характеристика социальной педагогики: жилищные условия, семейный бюджет, возраст супругов и разница в возрасте, образование, род занятий супругов, количество и возраст детей.

- Добрачные отношения – ситуация знакомства, продолжительность ухаживания, источник инициативы брачного предложения, условия регистрации брака.

- Микроокружение семьи – поддержка микроокружения, состав микроокружения (родные, соседи, друзья, коллеги), частота контактов с разными представителями микроокружения, род помощи.

- Стадии супружества по жизненным циклам семьи.

- Оценка уровня благополучия отношений по информации, полученной выбор по любой из шкал: удовлетворенности браком – В. В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко; удовлетворенности браком Т.М. Трапезниковой; Анализируются полученные результаты, если значительные расхождения - признак не взаимности отношений.

- Оценка отдельных феноменов супружеских отношений – через взаимопонимание и его адеквактность, взаимоуважение и эмоциональное принятие (А.Н. Волковой), уровень конфликтности (Г. Лера), семейно-ролевая согласованность

- Изучение семейного досуга, интересов и ценностей через методику «Ценностные ориентации», опросников «Интересы» и «Условия семейного благополучия» (Т.М. Трапезниковой)

Психограмма супружества составляется в результате анализа всех данных, которые сводятся в психограмму – заключение. Устанавливается диагноз семьи, основу которого составляют: зоны конфликта в супружестве и степень его развития в каждой из зон, степень личной несовместимости, дефицит взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни, тенденции развития отношений в паре и общий их прогноз. На основании диагноза разрабатываются рекомендации психолого-педагогической помощи (коррекции) и предоставляется супругам.
15. Этапы разработки и конструирования методик, техник, технологии:

- теоретический



- методический

- процедурный
Технологизация:

- объект (социальное явление);

- формализация реальных процессов (показателей, операций, процедур);
- создание инновационной среды.
15.Разработка и конструирование методик, техник, технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей имеет несколько этапов:

еоретический - включает определение цели, объекта технологизации (его обстоятельным структурным познанием как теоретической величины), расчленением этого объекта на составляющие и выявление социальных связей;



-методический - отличается выбором методов, приемов и средств получения психолого-педагогической внутри- и около-семейной информации, ее обработки и анализа, а также принципов её трансформации в выводы и рекомендации;

процедурный - предполагает организационно-практическую деятельность по разработке методик, техник, технологий социальной работы с семьёй.

Технологизация деятельности специалиста по социальной работе с семьей (разработка, внедрение методик и техник, частных технологий) возможна при наличии следующих условий:

- объект (социальное явление) обладает определенной степенью сложности;

- известны элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования;

- специалист способен формализовать реальные процессы и предста-
вить их в виде показателей, операций, процедур;
- создана инновационная среда для воспроизводства и обеспечен необ-
ходимый уровень подготовленности для их использования специалис-
тами и самой семьей.
16. Основания классификации методик, техник, технологий:

- методики, техники сбора, обработки и хранения психолого-педагогической информации о семье;

- методики, техники формирования психолого-педагогического диагноза семьи;

- методики, техники социальной интервенции (вмешательства);

- методики, техники, технологии прогнозирования перспектив развития благополучия семьи.
Суть методик, техник, технологий психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей, а в целом характер его технологического компонента обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации (социального явления) и социальной установкой специалиста на ее разработку и внедрение.

Исходя из этого, классификация методик, техник, технологий психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей осуществляется по следующим основаниям:

- методики, техники сбора, обработки и хранения психолого-педагогической информации о семье;

- методики, техники формирования психолого-педагогического диагноза семьи;

- методики, техники социальной интервенции (вмешательства);

- методики, техники, технологии прогнозирования перспектив развития благополучия семьи.

Методики, техники адаптации и использования известных техник, частных технологий, а также разработки новых инструментариев проводится постоянно в практической деятельности семейного консультирования. Многообразие направлений классификации технологического компонента обусловлено технологической природой психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй как области не только интегративных знаний, но и сферы реальных и потенциальных возможностей, ресурсов для разработки и реализации рациональных способов, приемов, техник, методов и методик социальной поддержки семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Технологизация деятельности специалистов, работающих с семьей - главная функция психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей, а его основной метод - разрешение социальных проблем семьи, восстановление ее социальной значимости.
17. Методика сбора психолого-педагогической информации о семье

  1   2

Главная страница
Контакты

    Главная страница



1. Консультирование широко распространенный и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и

Скачать 395.25 Kb.