Скачать 359.7 Kb.
Дата28.09.2018
Размер359.7 Kb.
ТипПрограмма

1. Цель вступительного экзамена – выявить уровень базовых социологических знаний о структуре, институтах, процессах современного общества и теоретико-методологических принципах его исследования



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»

Социологический факультет

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого совета

социологического факультета

протокол № 11от 19 марта 2014г.

Зам. председателя Учёного совета

социологического факультета

_________________М.В. Калинникова

ПРОГРАММА

К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ В АСПИРАНТУРУ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 39.06.01 – Социологические науки

Саратов - 2014



1. Цель вступительного экзамена – выявить уровень базовых социологических знаний о структуре, институтах, процессах современного общества и теоретико-методологических принципах его исследования.

2. Поступающий в аспирантуру должен:

Знать – тенденции, механизмы развития и функционирования социальных институтов и общностей.

Уметь – конструировать, отбирать, обрабатывать социальные факты, интерпретировать эмпирические данные о социальных процессах и явлениях.

Владеть – навыками проведения социологического исследования, методами получения социологической информации из различных типов источников.

3. Структура и формы проведения экзамена. Вступительные испытания проходят в устной форме по билетам. Результаты конкурсного экзамена оцениваются по пятибалльной системе отметками: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

«5» (отлично) – отсутствие ошибок; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения.
«4» (хорошо) – полнота и логичность раскрытия вопроса; наличие одной ошибки или трёх-четырёх недочётов; незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности в изложении материала.
«3» (удовлетворительно) – две-три ошибки или пять-шесть недочётов; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» (плохо) – фрагментарность знаний, не позволивших раскрыть вопрос; отсутствие логики; не умение аргументировать высказываемые положения.
4. Критерии оценки знаний:

- Уровень владения теориями, категориями и методами современной социологической науки.

- Знание отечественных и иностранных первоисточников в раскрытии вопросов.

- Системность, логика и обобщение в изложении экзаменационного материала.

- Раскрытие взаимосвязи социологических проблем с социальной практикой.

- Уровень языковой грамотности в изложении материала.



СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ

Специфика объекта социологии. Понятие «социальное» в структуре социогуманитарного знания. Понятие предмета научного исследования. Особенности предмета социологии. Понятие социальной статики и динамики. Социальный детерминизм и познание общественных явлений.

Методология и методика социального исследования. Макро- и микро- социологические подходы к изучению социальных отношений. Значение структурно-функционального анализа в социологии. Система социологических категорий. Место социологии в системе наук об обществе и проблема междисциплинарных взаимосвязей.

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

Основные элементы; уровни и способы построения системы социологического знания. Теоретическая и прикладная социология: различия и взаимосвязь. Значение теоретического знания, разработки понятийного аппарата для успешного проведения социологического исследования. Социологические гипотезы, концепции, парадигмы.

Объективная необходимость разработки специальных социологических теорий (теорий «среднего уровня»), их сущность и классификация. Соотношение общей социологии и теорий «среднего уровня».

Цели, задачи, технология эмпирических исследований в социологии. Отраслевое деление социологического знания. Проблема дифференциации и интеграции отраслевых социологий.

Функции социологии как выражение её связей с преобразовательной, созидательной деятельностью общества. Теоретико-познавательная, эвристическая, прогностическая и другие функции социологического знания. Использование результатов социологических исследований в социоинженерной деятельности, в решение конкретных социальных задач.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ

Исторические условия и основные социокультурные предпосылки зарождения социологии. Роль идей О. Конта в формировании научного позитивизма. Процесс становления предмета социологии. Эволюция идей позитивизма и его взаимоотношения с другими социологическими течениями. Проблема социологического редукционизма и формирование основных направлений в мировой социологии.

Критерии выделения основных этапов в истории социологии. Антипозитивистские кризисы как поворотные моменты в эволюции социологической мысли. Историческое своеобразие и главные тенденции в развитии зарубежной и отечественной социологии.

Борьба и взаимодействие отдельных школ и направлений. Новаторство и преемственность в развитии мировой социологической мысли.



КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ СОЦИОЛОГИИ
(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX- начало XX ВЕКА)

Критика научного наследия О. Конта и творческое развитие его учения в концепциях его последователей. Г. Спенсер и его историко-эволюционная доктрина, идея всеобщего закона эволюции.

Позитивистско-натуралистические школы «одного фактора». Биоорганические, географическое, расово – антропологическое, психологическое и иные течения социологической мысли. Социологические аспекты марксизма. Формальная социология Ч. Тенниса и Г. Зиммеля.

Значение социологической школы Э. Дюркгейма. «Понимающая социология» М. Вебера. Институционализация социологической науки: создание университетских кафедр и учебных курсов социологии, появление социологических обществ и ассоциаций, организация международных конгрессов и учреждение периодических изданий.



РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

Особенности формирования и становления социологии в России. Субъективная школа и ее роль в развитии русской социологической мысли. Натурализм в русской социологии (биологическое и географическое направление). Психологическое направление (Е.В.Де Роберти, Н.И. Карееев). Отражение марксизма в русской социологии.

Идейная борьба в русской социологии на рубеже XIX и XXвв. Социальная философия неославянофильства. Социологические аспекты русской юридической школы.

Эволюционная социология М.М. Ковалевского. Социологический синтез на основе неопозитивизма (П. А. Сорокин).

Судьбы социологии в послеоктябрьский период. Конкретные социологические исследования в 20 – е гг.

Разгром «идеалистических» школ и ликвидация социологии в 30- е гг. Возрождение социологической науки и ее эволюция в 60 – 80 гг. Состояние русской социологической мысли на современном этапе: итоги и перспективы.



СОЦИОЛОГИЯ XX СТОЛЕТИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ

Основные направления развития мировой социологии в XX веке. «Кризис культуры» и «кризис науки» и их влияние на эволюцию социологической мысли. Отражение идеологической борьбы в социологии.

Неопозитивизм в социологии. Разработка формально – логических моделей социальной реальности в экспериментально – эмпирических принципов социологического познания. Социально – стабилизационные функции прикладной социологии и конкретных исследований. Профессионализация социологии и ее дифференциация на узкие предметные сферы.

Главные направления американской социологии. Аналитическая теория П. Сорокина. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона. Роль Чикагской школы в развитии эмпирической социологии.

Технократические и рационалистические тенденции в развитии социологии и кризис традиционных школ в 60 – 70 гг. Новые направления, противостоящие неопозитивизму. «Критическая социология» франкфуртской школы. Психоаналитическое, феноменологическое, экзистенциалистское, леворадикальное течения в западной социологии.

Возрастание роли конкретных социологических исследований в сфере бизнеса, менеджмента, политики, массовых коммуникаций. Развитие социологического образования.



СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Общая характеристика социологического исследования: сущность, предмет, цели, этапы, организационные процедуры. Социологическое исследование как форма связи теории и практики. Выявление, накопление и систематизация социальных фактов – начальное звено социологического исследования. Органическое единство фактологического и эмпирического в социологическом исследовании.

Объективность – главный критерий социологического исследования. Комплексный характер решения социальных проблем и его влияние на развитие исследований. Стратегия и тактика исследовательской деятельности. Основные итоги социологических исследований (изменение парадигм, разработка новых концепций и практических рекомендаций и т.п.), пути и способы их применения в общественной жизнедеятельности.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ, ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Проблема факта в науке и социальной действительности. Э.Дюркгейм об интерпретации социальных фактов. Онтологическое и гносеологическое понимание социального факта.

Социальный факт – исходный пункт социологического анализа. Методологическая и эвристическая функция социального факта. Структура социального факта. Система фактов как основа обобщений и аргументации. Взаимосвязь эмпирической и теоретической деятельности при формировании системы социальных фактов.

Основные этапы социологического исследования фактического материала: систематизация, анализ, проверка достоверности, интерпретация, обобщение, создание концептуальных моделей, построение гипотез. Выявление недостаточности и противоречивости социальных фактов - источник новых проблем и стимул творческих поисков в социологии.



ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Программа исследования как реализация общетеоретических и методологических принципов теории познания. Структура программы. Теоретическая разработка подходов и путей изучения и разрешения конкретной проблемы - исходная посылка составления программы.

Определение цели и задач исследования. Основные типы исследовательских задач. Определение объекта исследования. Значение принципа репрезентативности.

Гипотеза в социологическом исследовании и ее научная обоснованность.

Концептуальный аппарат исследования. Методика и техника как составные части социологического исследования. Разработка конкретного плана реализации программы.

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ

Понятие метода в социологии. Практическое и эвристическое значение метода. Классификация социологических методов. Основные методы сбора социологической информации.

Сущность выборки. Генеральная и выборочная совокупность. Обеспечение репрезентативности выборки. Методика и техника проведения опроса. Анкетирование, его разновидности, особенности, достоинства и недостатки. Специфика экспертного опроса. Изучение документов как метод социологического исследования. Классификация документов, их характеристика и способы анализа. Контент- анализ, основные направления его использования. Наблюдение и его применение в познание социальной реальности. « Включённое» и «невключенное» наблюдение. Метод структурного анализа малых групп (социометрии). Специфика использования эксперимента в социологическом исследовании.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Проблема интерпретации и обобщения данных социологического исследования. Разработка практических рекомендаций. Основные методологические принципы выработки и обоснования системы социальных показателей.

Социоинженерный подход как выражение организационно- технологической функции социологии. Структура социоинженерной деятельности: проектирование социальных систем и процессов, их организация и построение, регулирование и развитие.

Диагностика и методика решения конкретных социальных проблем. Роль и организация социологических служб, их основные задачи и функции. Профессионально - квалифицированные требования к социологу. Система подготовки и переподготовки социологических кадров.



ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Понятие «общество» и « система» в социологии: историческая эволюция и категориальная разграничение. Социальная система как целостность и особый вид системы. Относительная самостоятельность, самодетерминация, автономность развития, функционирование и регулирование социальных систем.

Многоаспектность теоретического исследования общества как сложный динамической системы. Взаимодействие природных и социальных факторов в общественной жизни. Материальные основы социальной жизнедеятельности. Биологические, географические, демографические факторы общественной эволюции. Значение социальной инфраструктуры.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Анализ социальной структуры – важнейшее направление социологической системы. Понимание социальной структуры как совокупности социетальных и социальных систем, отношений и взаимосвязей между ними. Сферы общественной жизни (социетальные системы) как элементы социальной системы.

Категории «социетальная система», и ее система и методологическая значимость. Классификация социальных систем. Роль и значение понятий «социальная общность», «социальная организация», «социальный институт», «культура» (как совокупность норм и ценностей) в системе категориального анализа общества. Проблема иерархии социальных систем и их отношения, относительная самодетерминация. Процессы дифференциации элементов и социальной структуры.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ, ИХ МНОГООБРАЗИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Понятие социальной общности, ее основные признаки. Основные факторы совместной деятельности и объединения людей. Объективные предпосылки формирования и функционирования социальные общности. Социальные контакты, зависимости, взаимодействия и взаимосвязи – существенные характеристики общности. Главные критерии классификации социальной общности. Групповые и массовые общности. Социальная группа, социальный круг, социальный слой.

Полиструктурность социальных групп и слоёв, их «ядро» и « периферия», пограничные слои. Номинальные и реальные, большие и малые группы , их внутренние взаимосвязи . Проблема маргинальных групп. Массовые общности, их основные разновидности и значение в общественной жизнедеятельности.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОСТИ КАК ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Общественное разделение труда и отношение к собственности как факторы социальной дифференциации. Общественное разделение труда и социальная структура: история и современность. Классы и классоподобные группы, их типология и социальная роль.

Социальная дифференциация и социальное неравенство. Сословия и классы: сравнительно-исторический анализ. Социально- профессиональный и социально- корпоративный критерии социальной дифференциации. Проблема социальной элиты. Интеллигенция как социальная группа. Средние слои, их место и роль в социальной структуре. Концепция социальной стратификации. Понятие социальной страны, ее главные признаки. Дискуссии о бюрократии как «новом классе».

СПЕЦИФИКА И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА

Поселение как непосредственная социально- культурная среда жизнедеятельности личности и социальных общностей. Город и село как социально-территориальные общности, их специфика и функции. Регион как социально-территориальная общность.

Урбанизация как социальный процесс, ее тенденции и развитие в современном мире. Миграция населения как форма взаимодействия города и деревни. Изменение структуры городского населения. В современной России, появление новых социальных групп и слоёв (фермеры и т.п.). Основные задачи отраслевых социологий: социологии города и деревни.

СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ, ИХ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этнос как объект социологического исследования. Типология этнических общностей, их отличительные черты. Род, племя, народность как исторические формы этнических общностей. Нация, ее критерии и факторы формирования . Этнические и этноконфесснональные группы. Особенности этнической и национальной культур. Этническое и национальное самосознание. Причины и формы проявления национализма и великодержавного шовинизма. Этнические конфликты, пути их преодоления. Этносоциология, её задачи на современном этапе.



СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКРТУРА ОБЩЕСТВА В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИИ

Демографические основы общественной жизни. Влияние демографических факторов на социально-культурное развитие и функционирование социальной системы. Социально-демографические параметры общества: рождаемость, смертность, брачность, разводимость, плотность и миграционный обмен населения.

Семья и воспроизводство населения, факторы влияющие на рождаемость. Репродуктивное поведение его специфика в современных условиях. Возрастные группы и их взаимодействие. Молодёжь, как социальная группа. Понятие поколения. Проблема социокультурной преемственности и конфликта поколений. Социология молодёжи и её роль в разработке молодёжной политики. Задачи социально-демографических исследований в современных условиях.

МИКРОСТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП. ПОНЯТИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ

Группообразующие признаки и типологии малых групп. Первичные (элементарные) и вторичные (составные) группы. Малые группы и социальная среда. Структура малых групп и динамика внутригрупповых отношений. Понятие «формальной» и «неформальной» структуры. Феномен группового сознания, значение групповых ценностей и норм. Групповая сплочённость. Групповое давление. «Рефератные» группы и их роль в регулирование поведения личности.

Семья как первичная ячейка общества, её структура и функции. Малая группа как институт социализации индивида. Целевые, внешне организованные и самоорганизующиеся группы. Проблема коллектива и коллективизма. Метод структурного анализа малых групп (социометрия).

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

Сущность организации. Основные значения термина «организация»: предметно-структурный (морфологический объект), функциональный( вид деятельности, процесс), атрибутивно-качественный (степень упорядоченности). Структура организаций и её основные функции. Понятие «организационного эффекта».

Типология организаций. Организация как общность и как средство достижения целей. Виды организаций: ассоциативные, корпоративные, производственные, политические, общественные, религиозные и т.д.

Организация и индивид. Нормативное и социально-ролевое регулирование поведения индивида в организации. Роль организаций в социальном управлении: социально-экономические и политические аспекты.



СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

«Управление» и «регулирование» как социологические понятия, их соотношение. Объект и субъект управления, специфика управленческих отношений. Диалектика управления и самоуправления в обществе. Основные этапы развития теории управления. Социологический подход к изучению процессов регулирования и управления. Особенности управленческих взаимодействии в различных сферах общественной жизнедеятельности. Управленческий труд. Социологические характеристики человека, как субъекта управления. Стадии управленческого цикла, принципы и методы социального управления. Управление как наука и искусство. Управленческое решение, формы и методы его подготовки, понятие и осуществление. Социологические аспекты подготовки, отбора у расстановки управленческих кадров. Социальная инноватика и её задачи. Роль социологии в научной рационализации структуры и методов социального управления.



СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Сущность социального института. Понятие институционализации общественных отношений, её причины и способы. Целостно-нормативная основа институциализации. Основные функции социальных институтов. Социальные институты как факторы стабильности общественного организма. Роль социальных институтов в процессах социального регулирования и управления. Социально-историческая типология социальных институтов. Основные критерии классификации социальных институтов в современном обществе. Значение государственно-правовых институтов в современном обществе. Специфика институтов социализации, воспитания, образования. Семья как социальный институт. Роль институтов в поддержании и укреплении социального порядка. «Деинституционализация» как симптом кризиса социальной системы.



ЦЕЛОСТНО-НОРМАТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

Культура как способ функционирования ценностей и норм общественной жизни. Аксиологический подход к анализу социальных явлений. Понятие социальных ценностей, их генезис. Социальные потребности, интересы, установки целостные ориентиры. Типология социальных ценностей. Актуальные и потенциальные ценности. Значение «базисных» ценностей в формировании основных направлений общественной жизнедеятельности. Сущность социальных норм. Социальные принципы о социальные нормы. Основные нормы нормативных систем: моральная, правовая, религиозная и др. Нормы-образцы и нормы- запреты. Культурные образцы, ценности нормы как единицы социального значения и модели поведения человека, общности и социальной организации. Целостно-нормативная регуляция и саморегуляция деятельности социальных объектов. Социальный идеал и его регулятивная роль. Субкультуры, их специфика и социальные функции.



СОЦИАЛЬНЫЙ СТУТАС ЛИЧНОСТИ, ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Понятие «личность» в социологии. Историко-социологические аспекты формирования теории личности. Соотношение категорий «человек», «индивид», «личность». Структура личности. Социальная роль - нормативный образец поведения. Социальный характер. Типология личности.

Теория и практика процесса социализации индивида. Этапы и факторы механизмы социализации. Проблема социальной адаптации и интеграции индивида в различные типы социальной общности. Основные институты социализации, образования и воспитания.

«Деятельность» и «поведение» как социологические понятия. Потребности и интересы как механизмы детерменации поведения. Мотивы и ценностные ориентиры личности в зеркале социологического познания. Основные виды и причины отклоняющегося поведения. Социальный контроль, его формы и методы. Научно-техническая революция опасность деперсонализации. Проблема личности в свете социальной экологии.



ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Сущность социальной динамики и её типичные проявления. Дифференциация и интеграция - главные характеристики социальной динамики. Понятие «социальное изменение», его характер, направленность, темпы, результаты. Процесс как социологическая категория. Социальный процесс и социальный субъект. Их взаимообусловленность и органическое единство. Структура социального процесса, его виды и уровни. Объективные категории типологии социальных процессов.

Генезис как социологическая категория. Значение процессов функционирования и развития в общественной жизнедеятельности. Стабильность - основной критерий нормального функционирования социального организма. Понятие прогресса и регресса. Эволюция и революция как формы социальных изменений. Процессы социальной мобильности и социальных взаимодействий. Социология общения и социальных коммуникаций. Социально-патологические процессы. Социологические аспекты конфликтов и кризисов.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА

Соотношение экономического и социального как проблема социологии. Специфика и статус экономической социологии как отрасли научного знания. Понятие «экономическое поведение», классификация его видов. Типология форм собственности, их историческая эволюция.

Предмет и структура социологии труда. «Труд» как социологическая стратегия. Социологические аспекты разделения, специализация и кооперация труда. Структура общественного труда, его основные разновидности и их социальные функции. Трудовое поведение, механизмы его регуляции. Исследование проблем занятости, безработицы, трудовых конфликтов. Трудовые коллективы и другие формы социально- экономических, производственных ассоциаций, их статус и взаимоотношения. Актуальные проблемы перехода к рыночным отношениям и социальной защищенности определенных групп населения.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ИХ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Сущность политики, ее роль в развитии общества. Основные направления политической мысли: история и современность. Экономические и социальные основы политической жизни. Гражданское общество и политические отношения

Сущность и социальная обусловленность политических процессов, их типология. Политическая система: понятие, сущность, структура. Государство как основной политический институт. Проблема правового государства.

Социология политических движений и партий. Виды партийных систем. Демократия как способ организации политической жизни. Актуальные проблемы электоральной социологии.

Политическая деятельность, ее специфика и основные направления. Политическая стратегия и тактика: пути разработки и тактики реализации. Политика как наука и искусство. Социологический анализ политического сознания. Идеологические и социально-психологические аспекты политики. Социология политического поведения. Личность и массы в политических процессах. Проблема политического лидерства. Роль политической культуры в процессе демократической эволюции.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Понятие «Духовная жизнь общества» и «Культура», их соотношение. Специфика социологического подхода к исследованию культуры как социальной системы. Субъекты культурной деятельности. Культура как фактор общественного развития. Ценности культуры и социализация личности. Динамика культурных процессов в социальных общностях и малых групп. Специфика и социальные функции субкультур. Понятие этнокультуры. Национальные и региональные особенности развития духовной жизни. Социологические аспекты интерирентации и разграничения понятий «культура» и «цивилизация».

Наука и образование как факторы социальной эволюции. Искусство как социальный феномен. Изменение характера и содержания социокультурных процессов под влиянием научно- технического прогресса. Феномен «массовой культуры», оценка и перспективы развития. Актуальные проблемы социологии науки, образования, искусства, досуга, массовых коммуникаций, и т.п. Системный, комплексный подход - необходимое условие эффективного регулирования и прогнозирования в сфере духовной жизни.

ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

Образование как социальное явление. Предмет социологии образования и ее место в системе социогуманитарного знания. Социологический подход к анализу понятий «социализация», «воспитание», «образование», «обучение». Образование как механизм передачи и усвоения социального опыта, культурных ценностей и методов практической деятельности. Структура образования. Система социальных институтов образования, их взаимосвязь.

Образование как средство развития человека, его задатков и способностей подготовки к активной социальной деятельности. Образование как фактор социальной мобильности. Концепция непрерывного образования. Социологические проблемы высшего образования. Студенчество как социальная группа. Школа как институт социализации, потребности и перспективы реформы школьного образования в нашем обществе. Пути и формы гуманитаризации системы образования. Социологические аспекты подготовки педагогических кадров и совершенствования системы образования.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Социальная сфера как относительная самостоятельная область общественной жизнедеятельности. Специфика социальной сферы, ее основные структурные компоненты. Способы и механизмы удовлетворения основных социальных потребностей. Динамика отношений между классами и социальными группами.



Семейные отношения, быт и досуг как элементы социальной сферы. Содержание понятий «Непроизводственная сфера», «Сфера услуг», « Социальная структура». Сущность социальной политики, механизмы ее объективной детерминации. Цели социальной политики, пути и методы их достижении. Разрешение и предупреждение социальных конфликтов – важная задача социальной политики. Проблема социальной справедливости и социальной защищенности в зеркале социологии. Социологический анализ и прогноз – необходимые условия выработки научно - обоснованных решений в осуществлении социальной политики.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Аникин Л.С. Становление местного самоуправления в российской федерации. Опыт социологического исследования. под. ред. профессора Г.В. Дыльнова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. – 152 с.

  2. Антонова О.Г. Отечественная социология о социальном прогрессе / Под ред. А.Д. Крахмалевой. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001.- 172 с.

  3. Багдасарьян Н.Г. Социология учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян ; под ред. Н. Г. Багдасарьян. - М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2010.

  4. Багдасарьян Н.Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. - М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2010.

  5. Батыгин Г. С. Подвойский Д.Г. История социологии. М., 2010

  6. Батыгин Г.С. История социологии: учебник / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подвойский. - М.: Изд. Дом "Высш. Образование и Наука", 2009.

  7. Волков Ю.Г. Социология: учеб. пособие для студентов, аспирантов, преподавателей вузов / Ю. Г. Волков, С. Н. Епифанцев, М. А. Гулиев. - М.; Ростов н/Д, 2007.

  8. Глотов М.Б. Общая социология. – М.:Изд. центр «Академия», 2010.

  9. Добреньков В.И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2006.

  10. Дыльнова З.М. Предпринимательство в структуре гражданского общества современной России / Под ред. Н.В. Шахматовой. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. – 273 с.

  11. Ивченков С.Г. реформы в России: история и современность (Деятельность П.А. Столыпина в контексте российской модернизации) / Под ред. Г.В. Дыльнова– Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. – 148 с.

  12. История теоретической социологии второй половины ХХ – начала ХХI века: учебное пособие для вузов – 3 изд. М., 2010

  13. Калинникова М.В. Экологическое общество: проблемы становления (социологический анализ) / М.В. Калинникова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.-236 с.

  14. Калугина Т.А., Мельникова Н.И., Сытник А.А. и др. Научно-методические и организационно-технические основы формирования региональной информационно-образовательной среды: монография / Саратов:Изд-во Сарат. Ун-та, 2009, 216 с.

  15. Калугина Т.А., Мельникова Н.И., Сытник А.А. и др.Гуманитарное образование и информационно-коммуникационные технологии: монография / Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2008, 156 с.

  16. Кошелев А.А. Реклама и социально - экономические отношения: особенности взаимодействия в условиях трансформации современного российского общества: монография / А.А. Кошелев. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2012.- 168 с.

  17. Кравченко А.И. Социология: учебник / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - М.; СПб.: Питер, 2007.

  18. М.Э.Елютина, Н.И. Мельникова, Т.В.Смирнова и др. /Старость в современном российском обществе: интреобъективный и интерсубъективный контексты: монография /; под ред. М.Э. Елютиной. –Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2010.

  19. Моделирование общества для всех возрастов: направления долгосрочных стратегий(раздел в коллективной монографии) / Интеллектуальный потенциал поколений в развитии регионов Росси: коллективная монография / Под. Ред. И.А. Ильяевой. – Губкин: ООО «Айкью», 2010. С. 42-58.

  20. Никифоров Я.А. Модернизация в социологическом дискурсе Н.Г.Чернышевского / Я.А. Никифоров. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013.-224 с.

  21. Общая социология. Систематический курс: Учеб. Пособие для студентов, изучающих соц. и гуманит. Дисциплины /Ю.Н. Аксёненко, Л.С. Аникин, Г.В. Дыльнов, В.А. Климов, под ред. Г.В. Дыльнова – 2-е изд., перераб. и доп. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.- 320 с.

  22. Покатов Д.В. Политическая элита России: Теория. История. Современность (Социологический анализ): монография / Д.В. Покатов. Саратов: Изд-во «Наука», 2010. – 320 с.

  23. Поколенческая организация современного российского общества (специфика современных межпоколенческих отношений): коллективная монография / Под ред. Г.В. Дыльнова и Н.В. Шахматовой. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003. – 296 с.

  24. Радаев В.В. Экономическая социология в России: поколение учителей М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

  25. Ситникова С.В. Ценности современного российского общества как основа процесса социализации молодежи (опыт лонгитюдного исследования) / С.В. Ситникова; под ред. Н.В. Шахматовой. – Саратов: Изд-во, Сарат. ун-та, 2011.-272 с

  26. Социология: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы бакалавров / Л.С. Аникин, О.Г. Антонова, М.Б. Аракчеева, [и др.]; под ред. проф. С.Г. Ивченкова. Изд-во Сарат. ун-та, 2013, 296 с.

  27. Темаев Т.В. Социальный контекст геронтологической преступности: монография / Т.В. Темаев. Саратов: Изд-во «КУБиК», 2012.-160 с.

  28. Халиков М. С. Экономическая социология: распределительные отношения: учеб. пособие. - М. : Акад. Проект, 2008.

  29. Шахматова Н.В. Социология поколений. Поколенческая организация современного российского общества / Под ред. А.Д. Крахмалевой. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2000.- 172 с.

  30. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Социол. фак. ; под ред. В. И. Верховина. - М. : Фонд "Мир" : Акад. Проект, 2006.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Аракчеева М.Б., Бегинина И. А., Завгородный А.И., Хроника. Геннадий Васильевич Дыльнов. К 70-летию со дня рождения. / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. Выпуск 1, том 10, 2010

  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993

  3. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции: учеб. пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2010.

  4. Безбородова Т.М. Мигранты на российском рынке труда. //Социс 2013, №5

  5. Бессокирная Г.П. Динамика ценности и мотивов труда (2000-2007 гг.) // Социс 2010 № 2.

  6. Бессчетнова О.В. Демографическое будущее России глазами учащейся молодежи: социологический анализ проблемы //Известия Саратовского университета Новая Серия. Серия Социологи, Политология, 2008, Вып.1, Том 8.

  7. Блинов А.О., Захаров А.О., Захаров И.В. Опыт исследования внутренних коммуникаций предприятия //СОЦИС 2008 № 11

  8. Васильева Л. Н. Наследие И. Р. Пригожина и социальные науки // Социологические исследования. 2009. N 6.

  9. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994

  10. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990

  11. Веремчук В.И. Социология религии: учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Веремчук. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  12. Воробьев К.А. Социология: учеб. пособие для вузов / К. А. Воробьев; Моск. Открытый Соц. Ун-т. - М.: Акад. Проект, 2005.

  13. Гаврилова И.Н. Западные трактовки социальной справедливости (обзор концепций)// Социс 2009 № 3.

  14. Гайденко П., Давыдов Ю. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.,1991.

  15. Гарсия Л. Критическая ситуация на региональных рынках труда// Вопросы экономики. 1997.№2.

  16. Генов Н. Организационная рационализация в Восточной Европе: достижения и пределы // Социологические исследования. 2007. N 11.

  17. Гидденс Э. К социологическому сообществу! // Социологические исследования. 2007. N 9.

  18. Глобализация и социальные институты: социологический подход / Под редакцией И.Ф. Девятко, В.Н. Фоминой.Москва: Наука, 2010

  19. Голосеева А.А. Идейные истоки социологических взглядов Н. К. Михайловского //СОЦИС. 2010.  № 11. С. 123-132.  

  20. Гофман Э. Ритуал взаимодействия. Очерки поведения лицом к лицу / Под ред. Н. Н. Богомоловой, Д. А. Леонтьева; пер. с англ. С. С. Степанова, Л. В. Трубицыной. - М.: Смысл, 2009.

  21. Граждан В.Д. Социология управления: учебник / В. Д. Граждан. - М.: КНОРУС, 2008.

  22. Григорьев С. И. Человек в современном мире. Сохранение жизненных сил, безопасность индивидуального и социального бытия // Социологические исследования. 2009. N 11.

  23. Гриценко Г.Д., Маслова Т.Ф. Мигранты в новом сообществе: адаптация и/или интеграция // Социс 2010 № 5.

  24. Громов И.А., Лукьянов В.Г. Методология научного познания и теория ценностей Э.Дюркгейма //СОЦИС. 2010.  № 8. С. 123-132.  

  25. Гуцаленко Л. А. Факторы и диалектика социального кентавризма // Социологические исследования. 2007. N 3.

  26. Давыдов А. А. Культурная социология Дж. Александера и системная социология (сравнительный анализ) // Социологические исследования. 2007. N 7.

  27. Давыдов Ю. Веберовская социология капитализма.// СОЦИС.1994.№ 8,9.

  28. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1993

  29. Данилов А.Н., Елсуков А.Н. Методологические проблемы периодизации истории социологии //СОЦИС. 2010.  № 10. С. 114-121.  

  30. Девятко И. Ф. Состояние и перспективы социологической теории в мире и в России // Социологические исследования. 2007. N 9.

  31. Демографический энциклопедический словарь. М.,1985.

  32. Демография и трудовая занятость. //Человек и труд2013, №1.

  33. Демография: учеб. пособие / под ред. В. Г. Глушковой. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007.

  34. Дефлем М. Социология социологии денег: Зиммель и современная битва классиков. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер 11, Социология: РЖ/РАН. ИНИОН, 2007 № 4.

  35. Димке Д.В.Классики без классики: социальные и культурные истоки стиля советской социологии//СОЦИС. 2012.  № 6. С. 97-106.  

  36. Дьякова Г.П. Демографический кризис в современной России: особенности и пути решения. М.: Лаборатория книги, 2010 – 75 с.

  37. Дьячук И.А. Социология для студентов вузов: учебное пособие / И. А. Дьячук, М. А. Коргова, Ф. А. Шебзухова; отв. ред. М. А. Коргова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  38. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991

  39. Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. М., 1995

  40. Елютина М.Э. Супружеские отношения в пожилом возрасте // СОЦИС. 2010. №11. С. 83-92.

  41. Елютина М.Э., Быкова Н.О. Ассиметричный по возрасту брак в оценках супругов // СОЦИС. 2012. № 1. С. 83-93.

  42. Елютина М.Э., Исаева С.А. Причины развода в третьем возрасте // СОЦИС. 2012. №9. С. 91-98.

  43. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки, теории. Новосибирск, 1991.

  44. Заусаев В.К., Михалев В.П., Менервин И.Г., Бурдакова Г.И. Селитебные центры Дальнего Востока – основа формирования постоянного населения Социс 2010 № 8.

  45. Зборовский Г. Е. История социологии, М., 2007

  46. Змеева С.А. Социально-демографические ценности как объект социологического анализа.// Известия Саратовского университета Новая Серия. Серия Социология, Политология, Выпуск1, 2008, Том 8.

  47. Зритнева Е.И. Социология семьи: учеб. пособие / Е. И. Зритнева. - М.: ВЛАДОС, 2006.

  48. Иванов Д. В. Актуальная социология: веселая наука в поисках злых истин //Журнал социологии и социальной антропологии. 2010.  Т. 13. № 2. С. 21-51.  

  49. Иванова А.Е. Потребность населения в долголетии и степень ее реализации. //Социс 2013, № 2

  50. Иванова Е.И. Смертность российских мужчин (причины и региональные различия) // Социс 2010 № 5.

  51. История теоретической социологии. Социология XIX века. От появления новой науки до предвестников ее первого кризиса: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - («концепции», «фундаментальный учебник»). - М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010.  

  52. История теоретической социологии. Социология второй половины XX - начала XXI века: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - («концепции», «фундаментальный учебник»).- М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010.  

  53. Калекин-Фишман Д. Иная социология возможна: в зависимости от содержания понятия "иная" // Социологические исследования. 2009. N 7.

  54. Карачурина Л.Б., Мкчатрян Н.В. Потенциал пространственной мобильности безработных В России. // СОЦИС 2012, № 2.

  55. Касьянов В.В. Социология: Экзаменационные ответы: пособие для студентов вузов / В. В. Касьянов. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  56. Качанов Ю. Л. Социологическая истина как ценность и свобода социолога // Социологические исследования. 2007. N 3.

  57. Качанов Ю.Л. Полипарадигмальный подход, логика и социологические понятия //СОЦИС. 2010.  № 8. С. 12-19.  

  58. Кирдина С.Г.Опыт междисциплинарного исследования социальной реальности //СОЦИС. 2011.  № 10. С. 147-148.  

  59. Козер Л. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. М., 2006

  60. Конвер Б., Хайлброн Й. Второе рождение экономической социологии [Экономическая социология в США] // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 5. С. 28–52.

  61. Коровицына Н. В. Социокультурный разрыв 1980-х в Центральной и Восточной Европе: польский случай // Социологические исследования. 2009. N 11.

  62. Косьмина Е.А., Дубенская Е.С. О методологических ориентирах исследования качества жизни. // Российское предпринимательство 2014 , №2

  63. Котлер Ф. Основы маркетинга.М.,1990.

  64. Кравченко А. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.

  65. Кравченко А. Социология труда в ХХ веке: исторические очерки. М., 1997.

  66. Кравченко С. А. Динамика современных социальных реалий: инновационные подходы // СОЦИС. 2010.  № 10. С. 14-25.  

  67. Кравченко С.А. Динамика социологического воображения: всемирная культура инновационного мышления. Монография. - М.: «Анкил», 2010.

  68. Кравченко С.А. Динамика социологического мышления и воображения // Социологические исследования. 2009. N 8.

  69. Кравченко С.А. Куда идет развитие мировой социологии // Социологические исследования. 2007. N 1.

  70. Кравченко С.А. Модерн и постмодерн: "старое" и новое видение // Социологические исследования. 2007. N 9.

  71. Кравченко С.А. Социологическая теория: дискурс будущего // Социологические исследования. 2007. N 3.

  72. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире: монография. - М.: МГИМО-Университет, 2007.

  73. Култыгин В. П. Мировые конгрессы как социологический феномен // Социологические исследования. 2007. N 1.

  74. Култыгин В. П. От локального универсализма к глобальному контекстуализму // Социологические исследования. 2009. N 1.

  75. Лазуткин А.П. Этапы трансформации механизма регулирования мирохозяйственной системы // СОЦИС 2009 № 6.

  76. Литвинова О. А. Особенности социологии Н. Лумана (на примере предметной области права) // Социологические исследования. 2007. N 4.

  77.  Логинова Л. В.Социальный механизм институционализации интересов субъектов экономического действия: теория, методология и практики функционирования - Саратов: Изд-во ФГОУ ВПО "Сарат. ГАУ", 2009.

  78. Максимов Б.И. Явление России в Пикалево// СОЦИС 2010 № 4.

  79. Малышев М.А. Рабочий климат и экономический кризис. Экономический кризис и трудящиеся. М.: Учебно-исследовательский Московской Федерации профсоюзов, 2011 – 203 с.

  80. Маникас П. Т. Критический реализм и социальная теория // Социологические исследования. 2009. N 11.

  81. Манько Ю.В. Социология молодёжи: учеб. пособие / Ю. В. Манько, К. М. Оганян. - СПб.: Петрополис, 2008.

  82. Маркова Ю. В. Социальная реальность социологического дискурса // Социологические исследования. 2007. N 1.

  83. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие/ К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., Т.13

  84. Мартинелли А. От мировой системы к мировому обществу? // Социологические исследования. 2009. N 1.

  85. Марьяновский В. Российский экономический менталитет: истоки и противоречия// Вопросы экономики.1996.№ 9.

  86. Матецкая А.В. Социология культуры: учеб. пособие / А. В. Матецкая, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  87. Медков В. М. Демография: учебник - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2007.

  88. Миронов Б.Н. Историческая социология России: учеб. пособие / Б. Н. Миронов ; под общ. ред. В. В. Козловского ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд. дом С.-Петерб. ун-та : Интерсоцис, 2009.

  89. Мнацаканян М.О. Модерн и постмодерн в современной социологии//Социологические исследования. 2008. №12

  90. Молодежь на рынке труда: проблемы и пути решения. Уфа, 2013 – 191 с.

  91. Мухаев Р.Т. Социология. Конспект лекций. Учебное пособие. М.: Проспект, 2010 – 176 с.

  92. Мухтаев Р.Т. Социология: учеб. для студентов вузов / Р. Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

  93. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. - М.: Инфра-М, 2008.

  94. Олимпиева И.Б. Коллективные переговоры на предприятиях: от "трудового картеля" к социальному партнерству // СОЦИС 2010 № 4.

  95. Осипов Г.В.Проблемы включения социологии в систему научного управления российским обществом //СОЦИС. 2012.  № 7. С. 5-16.  

  96. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000

  97. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998

  98. Пирогов С.В. Социология города: учеб. пособие / С. В. Пирогов; Федер. агентство по образованию, Нац. фонд подгот. кадров. - М.: Новый учеб., 2004.

  99. Плахов В. Д. Социология: эпистемы и эпистемология // Социологические исследования. 2007. N 11.

  100. Победа Н. А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация // Социологические исследования. 2007. N 6.

  101. Покровский Н. Е. Конгресс - ожидания и реалии // Социологические исследования. 2007. N 1.

  102. Поправко Н.В. Модели контрагентности поля образования и системы управления образованием: методологический и эвристический аспекты. // Социологический журнал. 2010. № 2.

  103. Радаев В.В. Экономическая социология. М.2005.

  104. Радугин А.А. Социология: курс лекций / А. А Радугин, К. А. Радугин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 2003.

  105. Рашевич М. Демографический фактор и косовский кризис // Социс 2010 № 5.

  106. Резник Ю. М. Социальная теория и теоретическая социология на пути интеграции // Социологические исследования. 2007. N 9.

  107. Ринкявичус Л., Буткявичене Э. Концепция общности (Gemeinschaft/community) и ее специфика в виртуальном пространстве // Социологические исследования. 2007. N 7.

  108. Розов Н.С.Теоретическая макросоциология и эмпирическая история: возможен ли продуктивный диалог? //Журнал социологии и социальной антропологии. 2010.  Т. 13. № 4. С. 86-91.  

  109. Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов. М. СПб. 2004.

  110. Романовский Н. В. Современная социология: детерминанты перемен // Социологические исследования. 2009. N 12.

  111. Романовский Н. В. Социальная реальность социологического дискурса // Социологические исследования. 2007. N 1.

  112. Ромашов О.В. Социология труда: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Олег Викторович Ромашов. - М.: Гардарики, 2003.

  113. Российская повседневность в условиях кризиса: монография / Ин-т социологии РАН; под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, Н. Е. Тихоновой. - М.: Альфа-М, 2009.

  114. Сведберг Р. Понимающая экономическая социология Макса Вебера // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер 11, Социология: РЖ/РАН. ИНИОН, 2008 № 1.

  115. Сиволобов В.В. Общественная среда как условие формирования демографической политики современной России. Санкт-Петербург. ЮПИ, 2010 – 256 с.

  116. Ситнова И.В. Активистско-деятельностная методология в моделировании процесса «институциональных изменений» (опыт анализа зарубежных концепций)//СОЦИС. 2012.  № 7. С. 37-42.  

  117. Смелзер Н. Социология экономической жизни //Американская социология. М., 1972.

  118. Смирнов П.И. Социология личности: учеб. пособ. / Петр Иванович Смирнов. - СПб.: Изд. Социол. о-ва им. М. М. Ковалевского, 2001.

  119. Смирнова А.Г. Угрозы и их изучение в социологии международных отношений // Социологический журнал. 2010. № 2.

  120. Социологический факультет СГУ: Люди, годы, факты. Выпуск 1/под ред. Д-ра филос.наук, проф.Г.В. Дыльнова, Саратов 2010

  121. Социология молодёжи: учебник / под ред. В. Н. Кузнецова. - М.: Гардарики, 2007.

  122. Социология/Ю.Г. Волков; под общ. Ред. В. И. Добренькова. – 3 изд. – М., Ростов н/Д, 2007

  123. Социология: история и современность/ учебное пособие: отв. ред.Волков Ю.Г. 2 изд. Ростов н/Д, «Феникс», 2007

  124. Социология: курс лекций / Ю. Г. Волков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  125. Социология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. - М.: Высш. образование, 2005.

  126. Староверов В.В. Рейдерство как фактор деформации российского предпринимательства // СОЦИС 2010 № 4.

  127. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры на российском рынке труда // Социс 2010 № 2.

  128. Струве П.Б. Хозяйство и цена. Пг., 1913.

  129. Темницкий А.Л., Максимова О.Н. Мотивация интенсивного труда рабочих промышленного предприятия //СОЦИС 2008 № 11

  130. Титаренко Л. Г. Современная теоретическая социология. Размышления после конгресса // Социологические исследования. 2009. N 1.

  131. Тихонов А. В. Российское общество как новая социальная реальность и метапроект отечественной социологии // Социологические исследования. 2009. N 12.

  132. Тощенко Ж. Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа // Социологические исследования. 2007. N 9.

  133. Тощенко Ж. Т. Эволюция теоретической социологии в России (1950 - 2000-е годы) // Социологические исследования. 2009. NN 6-7.

  134. Тощенко Ж. Т., Романовский Н. В. О тенденциях развития социологии в современном мире // Социологические исследования. 2007. N 6.

  135. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М., 1989.

  136. Управление демографическими процессами. М., 2007.

  137. УРБАН О.А. Формирование эффективного собственника в базовых отраслях промышленности Кузбасса Социс 2010 № 8.

  138. Уфимцева Е.И. Отечественный опыт теоретического анализа феномена религиозности. Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества. Сборник научных трудов. Вып. 19/ под ред. проф. С.Г. Ивченкова. Изд-во «Научная книга». 2012.

  139. Федосеевнко Т.С. Современное положение женщин на рынке труда. М.: Лаборатория книги, 2010 – 96 с.

  140. Федотова В.Г., Кросс Ш. Православие, Вебер и новый русский капитализм // Общественные науки и современность. 2006. № 2. С. 41-51.

  141. Феофанов К. А. Российская социология риска: состояние и перспективы // Социологические исследования. 2007. N 4.

  142. Фетисов В. Я. Социальная жизнь как предмет исследования социологии // Социологические исследования. 2007. N 6.

  143. Фролов С.С. Социология: учеб. для студентов вузов / Сергей Станиславович Фролов. - 4-е изд., стер. - М.: Гардарики, 2003.

  144. Хазагеров Г.Г. Обессмысливание научного дискурса как объективный процесс // Социологический журнал. 2010. № 2.

  145. Хархордин О. В. Прагматический поворот: социология Л. Болтански и Л. Тевено // Социологические исследования. 2007. N 1.

  146. Хушкадамова Х.О. Женское лицо миграции // Социс 2010 № 5.

  147. Цирель С.В. «Власть-собственность» в трудах российских историков и экономистов // Общественные науки и современность. 2006. № 3. С. 119-131.

  148. Шабанова М.А. Социология свободы: трансформирующееся общество/ М. А. Шабанова; . - М.: Изд. Моск. обществ. науч. фонда, 2000.

  149. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования/ Ф. Э. Шереги. - М.: Центр социал. прогнозирования [изд.], 2004.

  150. Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования/ Ф. Э. Шереги. - М.: Academia, 2001.

  151. Шереги Ф.Э. Социология политики: Прикладные исследования/ Ф. Э. Шереги. - М.: Изд. Центра соц. прогнозирования, 2003.

  152. Шереги Ф.Э. Социология права: Прикладные исследования/ Ф. Э. Шереги. - М.: Алетейя, 2002.

  153. Шереги Ф.Э. Социология предпринимательства: Прикладные исследования/ Ф. Э. Шереги. - М.: Изд. Центра социал. прогнозирования, 2002.

  154. Шпак Л.Л. Социальная дезадаптация: практики, механизмы, уровни. // СОЦИС. 2011. №3. С. 50-56.

  155. Шпак Л.Л. Социальная дезадаптация: практики, механизмы, уровни. // Социс. 2011. №3. С. 50-56.

  156. Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социологические исследования. 2009. N 8.

  157. Яницкий О.Н. Социология риска: монография / О. Н. Яницкий; . - М.: LVS, 2003.

  158. Яницкий О.Н.Массовая мобилизация: проблемы теории //СОЦИС. 2012.  № 6. С. 3-12.  

  159. Яременко С.Н. Социология: учебник / С. Н. Яременко, С. Я. Подопригора, И. В. Тумайкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1. http://www.nsu/sociol;

  2. http://www.sci.edu;

  3. http://www.sociol.com;

  4. ВЦИОМ: Всероссийский центр изучения общественного мнения: информационные материалы- http://wciom.ru/index;

  5. Журнал «Социологические исследования» - http: //socis.isras.ru/;

  6. Институт социологии РАН – http://www.isras.ru/;

  7. Каталог образовательных интернет-ресурсов –http:// catalog.vigmuk.ru index.pi;

  8. Национальная социологическая энциклопедия – http://voluntary.ru/;

  9. Федеральный образовательный портал: Экономика. Социология. Менеджмент // http://www.ecsocman.edu. ru;

  10. Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам -//http:// www.humanities.edu.ru;

  11. Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам – -//http:// www.humanities.edu.ru

И.о.декана социологического факультета,



профессор И.А.Бегинина


Главная страница
Контакты

    Главная страница



1. Цель вступительного экзамена – выявить уровень базовых социологических знаний о структуре, институтах, процессах современного общества и теоретико-методологических принципах его исследования

Скачать 359.7 Kb.