Скачать 422.11 Kb.
страница1/3
Дата14.10.2018
Размер422.11 Kb.

1. Цель и задачи освоения дисциплины


  1   2   3

1.Цель и задачи освоения дисциплины

Формирование системных знаний о социальной работе как области познания и практической деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и социальные преобразования в обществе.

Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

выявление основ становления и развития социальной работы как вида профессиональной деятельности в Российской Федерации и за рубежом;

анализ особенностей организации отечественной социальной работы;

ознакомление с нормативной правовой базой социальной работы;

изучение социальной работы как теоретической и практической дисциплины.
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина «Введение в профессию «Социальная работа» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу, базовой части, Б.1Б.7.

Для успешного формирования профессиональных компетенций в рамках данной дисциплины студент должен владеть знаниями и умениями по формированию ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности.

Изучение данной дисциплины предваряет изучение таких дисциплин как «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «История социальной работы» и др. Учебный курс дает общее представление о социальной работе как науке и профессиональной деятельности, способствуя успешному прохождению учебной и производственной практики.


3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:




Овладеть культурой мышления, обобщения, анализа, восприятия информации, быть готовым к постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-1

осознать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ОК-8

использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОК-9

научиться учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни

ОК-17

быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного личностного развития, проблем социального благополучия

ОК-20

быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам

ПК-4

быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиент

ПК-7

соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности

ПК-12

быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья

ПК-17

представить результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений

ПК-19

обеспечить высокую социальную культуру своего участия в социально инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвую щи; решении проблем социальной защиты, благополучия населения

ПК-30

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:




ЗНАТЬ

основные этапы истории развития общества, его социальной культуры;

специфику социокультурного развития своей страны, региона проживания;

основные концепции социальной структуры, стратификации, социальной мобильности, эволюции психических свойств личности;

основы современной концепции развития социального государства;

основы социальной работы для ее последующего изучения как научной теории, общественного феномена, социальной деятельности и учебной дисциплины.

УМЕТЬ

давать объективную оценку различным социальным явлениям процессам, происходящим в обществе;

понимать потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем;

выделять различные социальные, медико-социальные психологические проблемы, возникающие у клиентов.

ВЛАДЕТЬ

способами самостоятельной работы с психологической, медицинской и социологической литературой;

основными навыками и умениями, необходимыми для реализации практики психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 64 часа, один семестр учебного плана.


Количество часов по учебному плану

Всего 64 часа. Аудиторные занятия – 34 часа, в том числе интерактивных занятий – 8 часов.

Самостоятельная работа – 30 часов.

п/п


тема

Виды учебной работы,

трудоемкость (в часах)



Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

всего

Самост-ная работа

Аудиторные занятия

всего

Лекцион.

Групповые (семинары, практич.)

Лабораторные

Контр. раб.

Реферат/ доклад

Курс. Раб./проект

Расчетно-графич.

зачет

экзамен

Контр.точки по мод.-рейтинг

Раздел 1. Социальная работа: история, теория, практика

1

История социальной работы в России

8

3

4

2

2







+
















2

Теоретические основы социальной работы

8

4

4

2

2







+
















3

Социальная работа как отрасль науки

8

4

4

2

2







+
















4

Социальная работа как вид практической деятельности

8

3

6

4

2







+
















5

Основные технологии социальной работы

8

4

4

2

2




+



















Раздел 2. Подготовка профессионалов социальной работы и кадровое обеспечение

6

Социальная работа как учебная дисциплин

8

4

4

2

2







+
















7

Профессиональный портрет бакалавра социальной работы

8

4

4

2

2







+
















8

Основы профессиональной карьеры

8

4

4

2

2




+



















Общая

трудоемкость



часы

64

30

34

18

16
















+




+

зач. ед.

2






































5. Содержание дисциплины




Наименование разделов, темы

Содержание темы

Раздел 1. Социальная работа: история, теория, практика

1

История социальной работы в России.

Общинные формы взаимопомощи в дохристианской Руси. Крещение Руси и его влияние на развитие благотворительности. Великокняжеская филантропия. Монастырская благотворительность. Становление и развитие системы общественного призрения в России в XVIII -первой половине XIX вв. Социальные реформы Петра I и Екатерины II. Реорганизация системы государственного управления социальной сферой в пореформенный период развития России (вторая половина XIX в. - 1917 г.). Социальная работа в послереволюционный и советский периоды. Создание института социального обеспечения. Особенности

формирования сети учреждений социального обслуживания. Социальная работа в современный период.



2

Социальная работа как отрасль науки.

Понятие социальной работы и ее содержание. Социальная работа как наука и ее место в системе научных знаний. Взаимосвязь социальной работы с философией, историей, политологией, социологией, психологией, конфликтологией, педагогикой, медициной, правоведением, экономикой, культурологией и другими научными дисциплинами. Предмет социальной работы как науки. Цели и задачи социальной работы как науки. Актуальность развития со как науки на современном этапе pразвития общества.

3

Теоретические основы социальной работы

Базовые категории социальной работы. Закономерности социальной работы. Основные принципы социальной работы. Специфические принципы социальной работы (универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентипроценгризмо, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности адресности, доступности и др.). Модели теоретического обоснования социальной работы. Основные группы теорий, близких к социальной работе (психолого-ориентированные, социолого-ориентированные и комплексной межведомственной ориентации). Методы социальной работы: индивидуальная работа с конкретным случаем, работа с группой, работа в микросоциальной среде.

4

Социальная работа как вид практической деятельности

Социальная работа как новый вид профессиональной деятельности.

Этапы становления социальной работы как профессии в России. Функции социальной работы как вида практической деятельности. Объекты социальной работы (пожилые люди, инвалиды, малообеспеченные семьи, безработные, беспризорные дети, лица без определенного места жительства и занятий и другие категории населения).

Профессиональные и непрофессиональные формы социальной работы. Субъекты социальной работы (федеральные органы исполнительной власти, региональные органы исполнительной власти, исполняющие функции по социальной защите населения, государственные учреждения и предприятия социального обслуживания, общественные объединения, благотворительные организации, волонтеры и другие).


5

Основные технологии социальной работы

Понятия технологии, социальной технологии, технологии социальной работы. Социальная работа как технологический процесс. Классификации технологий социальной работы.

Характеристика основных базовых технологий социальной работы (социальное обеспечение, социальное страхование, социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальное консультирование, социальное обслуживание и др.). Характеристика основных частных технологий социальной работы (социальная работа с пожилыми людьми, социальная работа с инвалидами, социальная работа с семьями, социальная работа с детьми и подростками, социальная работа с безработными, социальная работа с бездомными и др.). Инновационные технологии в социальной работе.



Раздел 2. Подготовка профессионалов социальной работы и кадровое обеспечение

6

Социальная работа как учебная дисциплина

Уровни подготовки кадров для социальных служб. Проблемы профессионализма в социальной работе с различными категориями населения. Становление системы подготовки специалистов по социальной работе в России. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по социальной работе для бакалавров, специалистов и магистров. Основные знания и умения специалиста в области социальной работы, сформулированные в государственном образовательном стандарте. Опыт подготовки специалистов в области социальной работы в России. Роль Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы в организации качественной подготовки кадров для социальных служб.

Опыт подготовки специалистов по социальной работе в России и за рубежом.



7

Профессиональный портрет бакалавра социальной работы

Кадровое обеспечение социальных служб в России. «Социальный работник» - должностное и отраслевое понятие. Основные социально-этические требования к деятельности бакалавра социальной работы. Профессионально-этические качества бакалавра социальной работы. Кодекс этики социального работника и социального педагога России. Профессиограмма социального работника. Основные подходы при исполнении профессиональных функций бакалавром социальной работы. Проблемы профессионального сгорания в социальной работе.

8

Основы профессиональной карьеры

Понятие профессиональной карьеры. Этапы и условия формирования профессиональной карьеры. Особенности формирования профессиональной карьеры в социальной работе.


6. Планы групповых занятий и образовательные технологии
«Круглый стол». Тема 1: История социальной работы в России.

Цель: Формирование ОК-1, 7, 8, 9, 17, 20; ПК- 4. 7, 12, 17.

Формирование исторического видения социальной работы в России.
Вопросы для обсуждения:

1. Основные этапы формирования в России исторических форм социальной
поддержки и защиты.

2. Сущность поддержки и защиты. Идеология и практика социальной


поддержки и защиты на протяжении нескольких столетий.

3. Социальное обеспечение и социальная работа на рубеже XX столетия.



Темы докладов/рефератов:

  1. Природная социальность человека как основа оказания помощи и взаимопомощи.

2. Условия жизнедеятельности как фактор помощи и взаимопомощи.

3.Роль ценностных ориентиров, общественной морали, обычаев и традиций в становлении помощи и взаимопомощи.

4. Общинные формы взаимопомощи в дохристианской Руси.

5. Великокняжеская филантропия.

6.Монастырская благотворительность.

7.Становление и развитие системы общественного призрения в России в XVIII - первой половине XIX вв.

8.Социальные реформы Петра I и Екатерины II.

9.Реорганизация системы государственного управления социальной сферой в пореформенный период развития России (вторая половина XIX в. - 1917 г.).

10.Создание института социального обеспечения.

11.Институционализация социальной работы в современный период.


Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии.
Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Изучить материал в книге «300 лет. История Российских социальных служб. Хронограф». Под общ. редакцией Жукова В.И :, М., 2001.

  2. Ответить на вопросы и выполнить задания:

  • Составить схему модели княжеского и церковно-монастырского попечения на Руси с 11 по 13 века.

  • Представить модель общественного призрения 1700-1860 гг.

  • Дать характеристику частной благотворительности в России с 1860 г. по 1917 г.

  • Выявить достоинства и недостатки системы социального обеспечения.

  • Составить перечень задач системы социальной защиты населения в современный период.


Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов).
  1   2   3