Скачать 126.83 Kb.
Дата08.05.2018
Размер126.83 Kb.

· отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и обучение



2.2. Подходы к управлению разных научных школ
Для понимания изменений, произошедших в менеджменте за последние 100—150 лет, целесообразно рассмотреть основные научные школы менеджмента. Целесообразно отметить их положительные и отрицательные черты, а также различные подходы к управлению.

По каждой научной школе управления надо подчеркнуть предлагаемые ими научные концепции, отметить положительные и отрицательные черты.

Школа научного управления (1885—1920) Ф. Тейлор, Ф. и Л Гилберт, Г. Эмерсон, Г. Форд, Г. Грант

Главная заслуга Ф. Тейлора в том, что он как основатель школы «научного управления» разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих, начал революцию в области менеджмента.

Положительные черты:

· отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и обучение;

· специализация функций в производстве, выполнение каждым сотрудником только тех функций, на которые он более всего пригоден, его обучение;

· система материального стимулирования рабочих для увеличения их производительности;

· учет и контроль проводимых работ;

· разделение административной и исполнительной работы; введение института мастеров, руководящих работниками;

· сотрудничество администрации с рабочими в вопросах практического внедрения нововведений;

· равномерное распределение ответственности между работниками и менеджерами;

Отрицательные черты:

· сведение стимулирующих моментов к удовлетворению утилитарных потребностей людей;

· механический подход к управлению: сведение менеджмента к преподаванию промышленного инжиниринга.

Административная (классическая) школа (1920—1950) А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни, А. Рейбли, А. Слоун, А. Гинсбург

Суть разработанных ими принципов управления сводится к следующему:

· разделение труда;

· авторитет и ответственность власти;

· дисциплина;

· единство руководства;

· единство распорядительства;

· вознаграждение за труд;

· порядок;

· справедливость;

· инициатива.

Положительные черты:

· вопрос о необходимости выделения собственной управленческой деятельности в особый объект исследования;

· необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера;

· разработка целостной системы управления организацией;

· структура управления и организации предприятия работниками на основе принципа единоначалия.

Отрицательные черты:

· невнимание социальным аспектам управления;

· невнимание человеческому фактору на предприятии;

· освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов.

Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930-е — наст. время) А. Маслоу, П. Фоллет, Э. Мэйо, М. Паркер, Р. Лайкерт, Д. Мак. Грегор, Ф. Герцберг

Основной акцент в школе «человеческих отношений» делался на заботе о людях, а в школе «научного управления» — на заботе о производстве.

Идея состояла в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на повышение производительности труда.

Таким образом, речь шла о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Положительные черты:

· выявление необходимости активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы;

· затраты на человека — активы компании, которые надо правильно использовать;

· формулирование основных требований для отбора людей на руководящие должности;

· руководитель ориентируется на своих сотрудников;

· разработка теории социального управления;

· стремление помочь работнику в осознании собственных возможностей;

· идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных лиц.

Отрицательные черты:

· отсутствие строгих математических методов, конкретного расчета;

· приемлемость других методов в управлении, кроме как применения науки о поведении.

Количественная (управленческая) школа (1950-е — наст. время) П. Самуэльсон, В. Гибсон, К. О'Делл

Появление данной школы — следствие применения математики и компьютеров в управлении.

Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Положительные черты:

· формализация ряда управленческих функций, сочетание труда человека и ЭВМ;

· использование аналитических методов и моделей в управлении вместо словесных рассуждений;

· применение математических методов в управлении для объективной оценки любой ситуации;

· концентрация производства — «волшебный фактор» при увеличении уровня производительности труда и конкурентоспособности предприятия;

· разработка «поведенческого конвейера»;

· объединение в организации гибкости и оперативности мелкого серийного производства с низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства;

· разработка и применение концепции материального стимулирования с темпами роста, опережающими рост заработной платы.

Отрицательные черты:

· рассмотрение управления как сугубо логического процесса, который может быть выражен в математическом виде;

· недостаточный для применения сложных количественных методов уровень образования у многих руководителей;

· невнимание к проблеме человеческих отношений при смещении приоритетов в сторону математических методов.

Ситуационная школа (1980-е — наст. время) М. Фоллет, Р. Стогдилл

Главное в ситуационном подходе в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т. е. конкретного набора обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время.

Суть рекомендаций состоит в требовании решать конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся условий, в которых эта цель должна быть достигнута.

Положительные черты:

· воспитывает личные качества и умение контролировать ситуацию;

· использование нестандартных методов обучения;

· в центре внимания ситуация — набор обстоятельств, непосредственно влияющих на организацию;

· использование конкретных приемов управления в связи с конкретной ситуацией;

· наличие общего подхода для решения стандартных проблем и использование различных методов управления;

· попытка варьировать многообразие частных подходов.

Отрицательные черты:

· отсутствие возможности выделить факторы, непосредственно влияющие на успех организации, и рассмотреть только их.
Системная школа (сер. 1970-х — наст. время) Л. Берда-Ланфи, Розенберг, Каст

Главная идея системной теории: ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Такой подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

Положительные черты:

· применение принципа соотношения количества и качества потребляемых ресурсов на входе-выходе в процессе производства для улучшения результатов управления предприятием;

· формирование нового образа мышления, построенного на единстве всех явлений внутренней и внешней среды;

· рассмотрение всех явлений в виде определенных целостных систем;

· ориентирование систем на достижение конкретных целей.

Отрицательные черты:

· теория системной школы не определяет конкретных факторов, влияющих на функцию управления;

· невнимание влиянию окружающей среды на управленческую деятельность и результаты функционирования организации;

· не выделяет элементы системы, необходимые для создания предприятия.
В настоящее время различают следующие подходы к управлению.
Структурный подход

В экономике структурный подход проявляется в изучении структуры каких-либо затрат, результатов, баланса и т.п., когда совокупные затраты или результаты по объекту принимают за 100% (или за единицу) и это целое делят на компоненты. Это направление структурного подхода широко известно в экономике. В управлении структурный подход менее известен. Чаще менеджеры оперируют крайними альтернативными суждениями «или-или».

Например, «вместо административных методов управления в условиях командно-административной системы в условиях рыночной экономики чаще стали применяться экономические методы», «вместо авторитарного к нам направили либерального руководителя».

Таким образом, структурный подход к проблемам менеджмента — это определение значимости приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов менеджмента в их совокупности с целью установления рационального соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов.

Маркетинговый подход

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя.

Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозировании механизма действия закона конкуренции. Выполнение перечисленных функций стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой стратегического менеджмента. Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении фирмы.

Функциональный подход

Сущность функционального подхода к менеджменту в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности.

После установления функций создается несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта: потребности — функции — показатели будущего объекта — изменение структуры системы.

Воспроизводственно-эволюционный подход

Этот подход ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементы подхода:

· применение опережающей базы сравнения при планировании частных показателей качества и ресурсоемкости обновляемого объекта, базы, отвечающей достижениям научно-технического прогресса в данной области на момент приобретения объекта потребителем, базы, удовлетворяющей требованиям потребителей не к моменту планирования или разработки объекта, а к моменту приобретения объекта потребителем;

· трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;

· рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта в координатах времени и программы выпуска;

· обеспечение по возможности пропорционального по качеству и количеству развития элементов внешней среды системы инновационного менеджмента (макросреды, инфраструктуры региона, микросреды фирмы).

Нормативный подход

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента.

Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем: целевой, обеспечивающей, управляемой, управляющей. Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и во вре-мени.

Интеграционный подход

Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

· между отдельными подсистемами и компонентами системы инновационного менеджмента;

· между стадиями жизненного цикла объекта управления (стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство и т.д.);

· между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, фирма, ее подразделения);

· между субъектами управления по горизонтали.

Комплексный подход

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и другие аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, проблема не будет полностью решена. К сожалению, на практике не всегда соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы иногда откладываются для решения вбудущем. В результате объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности и эргономичности иногда уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых или реорганизации старых структур не всегда учитываются социальные и психологические аспекты. Эффективность инвестиционных проектов будет мизерной либо отрицательной, если при блестящем решении, например, технических проблем будут упущены другие аспекты менеджмента.

Динамический подход

При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ поведения аналогичных объектов (например, за 10 лет) и прогноз его развития (например, на 5 лет).

Процессный подход

Процессный подход рассматривает функции менеджмента как взаимосвязанные. Процесс управления — цепь взаимосвязанных непрерывных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию.

Оптимизационный подход

Сущность этого подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным с помощью инженерных расчетов, методов оптимизации; математических и статистических методов, экспертных оценок, системы баллов и др. В менеджменте весьма важно применять наиболее точные методы анализа, прогнозирования и оптимизации управленческого решения.

Оптимизационный подход реализуется установлением зависимостей между технико-организационными и экономическими показателями, изучением механизмов действия закона масштаба и закона экономии времени, закона взаимосвязей затрат в сферах производства и потребления, зависимостей между показателями качества товара и затратами в сфере его производства.

Директивный подход

Сущность этого подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах. Здесь имеются в виду приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п. В основе директивного подхода — методы принуждения, которые опираются на:

1) систему законодательных актов страны и региона;

2) систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации;

3) систему планов, программ, заданий;

4) систему оперативного руководства (власти), граничащую с психологическими аспектами.

Поведенческий подход

Цель поведенческого подхода — оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основная цель этого подхода — повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению результативности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

Ситуационный подход

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.

Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует универсального способа управлять объектом.

Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.

Ознакомление с вышеперечисленными подходами к управлению позволяет менеджеру в каждом конкретном случае выбирать оптимальный метод решения стоящих перед ним задач.

Вопросы для проверки

1. В чем сущность, положительные и отрицательные черты школы научного управления?

2. В чем сущность, положительные и отрицательные черты административной (классической) школы управления?

3. В чем сущность, положительные и отрицательные черты школы человеческих отношений?

4. В чем сущность, положительные и отрицательные черты количественной (управленческой) школы?

5. В чем сущность, положительные и отрицательные черты ситуационной школы управления?

6. В чем сущность, положительные и отрицательные черты системной школы управления?

7. Перечислите основные подходы к управлению.

8. Что дает менеджеру знание основных подходов к управлению?